Виртуальный тур. Продолжая путь моего деда

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.11.2023 - 30.04.2025
Источник финансирования Грант губернатора СО НКО (Второй конкурс 2023)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
4 451 333 руб.
Размер гранта
2 960 333 руб.
Cофинансирование
1 491 000 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Подростки от 12 до 19 лет, молодежь и взрослые, проживающие на территории ХМАО-Югры.
  2. Специалисты в сфере культуры, образования и туризма.
  3. Туристы Югры, в том числе иностранные

Описание проекта

За три года занятий с детьми мы собираем вокруг себя увлеченных, идейных специалистов в своём деле и с каждым годом идеи нашей команды становятся все более инновационными и амбициозными. Мы находим более интересные формы, приближаемся к интересам современных детей. Наблюдая за тем, что интересно им в разном возрасте, наша команда решает, что необходимо придумать такие занятия и материал, чтобы заинтересовать не только детей младшего возраста, а сделать еще акцент на старших. Мы выбрали самую современную на сегодняшний день форму – виртуальную реальность! Она захватывает и впечатляет не только детей, но и взрослых, потому что создается эффект присутствия в среде. Не каждый сельский, а тем более городской житель сможет оказаться в реальной жизни так близко к природе, к традиционной жизни местных северных народов, окунуться в культуру, быт и проникнуться единением с природой. Благодаря нашему проекту это станет возможным!
Сегодня нередки ситуации, когда хранителем всего нематериального наследия в роду является один человек. Это может быть дедушка, сохранивший знания ханты о сложенном поколениями непростом и замысловатом, суровом и поэтичном быте, о связи времен года и их особенном труде, охоте, рыбалке, оленеводстве, правилах поведения человека в природе, табу и отношениях с сакральным миром богов, сохранивший в себе тексты и умение петь священные песни, знание ритуалов, порядка гармоничной жизни человека в лесу.
Это может быть бабушка, готовая передать внучке мелодию за мелодией песни предков, узор за узором невероятный по своей космологии и философии мир рукоделия женщины ханты, умение обшивать, ухаживать, ценить, уважать и любить дом, очаг. Давать всему свое место и время, быть в гармонии с собой, природой и сакральным миром.
С помощью современного оборудования, работы с изображением и звуком, работы с актерами и носителями культуры, воссоздав подлинность в одежде и быте, мы проведем зрителя в VR-шлемах (очках) по нашей истории, которая станет результатом кропотливой работы над сценарием. Мы проследим за легкой, но драматичной историей на стойбище, и в то же время сможем погрузиться в аутентичный, неповторимый мир народа ханты.
Во время VR-экскурсии мы пройдем по временам года и увидим, как в связи с их сменой меняется быт, труд и сам человек. Мы постараемся воссоздать и погрузить зрителя в атмосферу общения старшего и младшего поколений, атмосферу любви к природе и человеку, уважения к преданиям и заботы о будущем этой земли.
Наш виртуальный тур найдет применение в образовательной и культурной жизни округа, а также будет интересен и туристам.
Основной акцент делаем на потомков коренных жителей, которые никогда не были или были в детстве на таком стойбище, также остальных подростков и взрослых хотим познакомить с отношением к жизни народа этой земли.
Специалисты нашей команды в течении 6 месяцев проведут систематические занятия с детьми и взрослыми на территории с.Казым, а также выездные по населенным пунктам округа.

Обоснование социальной значимости

В нашем проекте мы хотим коснуться важнейшего звена в цепочке передачи аутентичных знаний от поколения к поколению. В хантыйской культуре эта связь всегда носила особый смысл, и в большой семье знания естественным образом передавались от деда к внуку, от бабушки к внучке. В условиях же современной жизни такая связь прерывается очень часто, а если учесть, что речь идет о малом народе, чья культура исчезает, - разрыв этот особенно ощутим, а последствия его крайне печальны и даже трагичны.
В современном мире к старости двоякое противоречивое отношение. С одной стороны пожилой человек воспринимается как немощный, больной, несамостоятельный, но с другой стороны это огромный источник мудрости, которую он накопил за всю прожитую жизнь. Действительно, в обществе пожилые люди теряют свой статус, становятся обузой, а сами ощущают себя лишними и ненужными. Мы хотим сделать акцент именно на второй стороне - раскрыть и показать всю мудрость, которую хранит человек и показать передачу этих основ жизни своему потомку. Мы покажем связь дедушки и внука, хотим запечатлеть этот опыт, эту мудрость в крупных вещах и мелочах.
В Югре с 2013 года создан Реестр объектов нематериального культурного наследия народов ХМАО-Югры по направлениям: устное народное творчество, исполнительские искусства, празднично-обрядовая культура, техники и технологии. Все эти темы мы раскроем в своем проекте. Девять мастеров фольклора с казымской территории состоят в этом реестре: Ерныхов Андрей Александрович (единственный исполнитель обряда «Медвежьи игрища» на Казымской территории) и Салахова Евгения Даниловна. Они станут основными информантами и возможно актерами нашей работы.
Сегодня нет возможности выехать на стойбище даже из села, из города тем более. Даже среди сельских детей единицы ощутили на себе традиционную жизнь, а городские дети такое и представить не могут. Никакие рассказы, фотографии и видео не позволят полноценно представить себя на стойбище, а виртуальная реальность позволит почувствовать присутствие и ощутить тонкую духовную нить местного народа, участвовать в жизни, гармоничной с природой.
Гости нашего округа, приезжая сюда, видят быт коренных жителей в музеях, но не передается духовная связь поколений и отношений окружающему миру, сохранившееся у народа. Но благодаря погружению в виртуальную реальность буквально за минуты это испытают на себе!
Созданный виртуальной тур будет одой из визитных карточек региона- популяризация имиджа Югры на федеральном и международном уровне

Цели

  1. Популяризация традиционных культурно-нравственных ценностей через разработку дополненной реальности для современных деревянных развивающих игрушек, позволяющих прикоснуться к миру традиций и культуры северных народов с озвучкой на хантыйском, мансийском, русском и английском языках.

Задачи

  1. Создать ролики виртуальной реальности
  2. Провести занятия с детьми и взрослыми
  3. Осуществить трансляцию опыта