Виртуальный тур. Продолжая путь моего деда

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.07.2024 - 31.12.2025
Источник финансирования Президентский фонд культурных инициатив (Второй конкурс 2024)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
4 247 920 руб.
Размер гранта
2 996 920 руб.
Cофинансирование
1 251 000 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Подростки от 12 до 18 лет, проживающие на территории ХМАО-Югры

Описание проекта

Изучение культуры, привитие традиций родного народа, любовь к окружающему миру - все это прививается человеку с самого детства. Наша Казымская территория до настоящего времени остается местом компактного расселения коренных малочисленных народов Севера– ханты и лесных ненцев, не утративших навыков хозяйственной деятельности, сохранивших ремесла, обычаи и традиционные верования. Поэтому мы все эти знания хотим вложить в наш проект и прививать детям. При этом мы выбрали самую современную форму игр, которые есть на данный момент - виртуальную реальность с эффектом погружения и присутствия. Мы хотим, чтобы дети которые являются потомками коренных жителей прикасались к родной культуре и языку и узнавали ее с детства, даже если уже живут в селах и городах, а также чтобы все остальные дети нашего региона знали природу, животный мир глазами тех, кто постоянно живет в единстве с окружающим миром, сохраняя все традиции, переданные из поколения в поколение и знакомились я языком и культурой народов, на земле которой они живут.
Быт традиционной жизни народа ханты четко продуман, ничего лишнего: всякое действие проверено жизнью предков, всякий предмет приобретал свою уникальную эстетику, эргономичность, эффективность проходя через руки не одной мастерицы и мастера работы с ножом и иглой. Люди окружённые природой вытачивали свое понимание мироздания и зависимости друг от друга. Союз Человека и природы сформировал свод табу и правил благоприятствующий совместной жизни. Духовный мир, мир верований, фольклор появились у ханты как необходимая часть жизни в суровых условиях.
Для реализации проекта мы выбрали самую современную на сегодняшний день форму – виртуальную реальность! Она захватывает и впечатляет не только детей, но и взрослых, потому что создается эффект присутствия в среде. Не каждый сельский, а тем более городской житель сможет оказаться в реальной жизни так близко к природе, к традиционной жизни местных северных народов, окунуться в культуру, быт и проникнуться взаимодействию с природой, а благодаря нашему проекту это станет возможным! Оказавшись в таком мире, участник самостоятельно управляет просмотром, может рассмотреть то, что его окружает до мельчайших подробностей – может рассмотреть под ногами хвою и шишки, а также посмотреть на ясное небо, покружится вокруг себя и, например, рассмотреть, как устроена традиционная изба и все стойбище.
Наша VR-экскурсия задает вопрос современному человеку у которого выбор очень велик. И задача у нас не простая: можно ли превратить свою жизнь и свое дело в такое же органичное, эстетически великолепное, мудрое, наполненное смыслом и спокойствием полотно и успеть это сделать за одну жизнь?

Обоснование социальной значимости

В нашем проекте мы хотим коснуться важнейшего звена в цепочке передачи аутентичных знаний от поколения к поколению. В хантыйской культуре эта связь всегда носила особый смысл, и в большой семье знания естественным образом передавались от деда к внуку, от бабушки к внучке. В условиях же современной жизни такая связь прерывается очень часто, а если учесть, что речь идет о малом народе, чья культура исчезает, - разрыв этот особенно ощутим, а последствия его крайне печальны и даже трагичны.
В современном мире к старости двоякое противоречивое отношение. С одной стороны пожилой человек воспринимается как немощный, больной, несамостоятельный, но с другой стороны это огромный источник мудрости, которую он накопил за всю прожитую жизнь. Действительно, в обществе пожилые люди теряют свой статус, становятся обузой, а сами ощущают себя лишними и ненужными. Мы хотим сделать акцент именно на второй стороне - раскрыть и показать всю мудрость, которую хранит человек и показать передачу этих основ жизни своему потомку. Мы покажем связь дедушки и внука (бабушки и внучки), хотим запечатлеть этот опыт, эту мудрость в крупных вещах и мелочах.
В Югре с 2013 года создан Реестр объектов нематериального культурного наследия народов ХМАО-Югры по направлениям: устное народное творчество, исполнительские искусства, празднично-обрядовая культура, техники и технологии. Все эти темы мы раскроем в своем проекте. Девять мастеров фольклора с казымской территории состоят в этом реестре: Ерныхов Андрей Александрович (единственный исполнитель обряда «Медвежьи игрища» на Казымской территории) и Салахова Евгения Даниловна. Они станут основными информантами и возможно актерами нашей работы.
Сегодня нет возможности выехать на стойбище даже из села, из города тем более. Даже среди сельских детей единицы ощутили на себе традиционную жизнь, а городские дети такое и представить не могут. Никакие рассказы, фотографии и видео не позволят полноценно представить себя на стойбище, а виртуальная реальность позволит почувствовать присутствие и ощутить тонкую духовную нить местного народа, участвовать в жизни, гармоничной с природой.
Проблема сохранения и продвижения культуры, традиций и образа жизни народа Ханты остается актуальной и важной. Вот несколько причин, почему эта проблема продолжает быть актуальной:
1. Сохранение культурного наследия: Жизнь, традиции и культура народа Ханты в течение многих лет были в значительной степени связаны с их окружающей природной средой. С изменением климата, развитием индустрии и урбанизацией северных регионов, многие аспекты этой культуры и образа жизни находятся под угрозой исчезновения. Виртуальная реальность может быть использована для сохранения и документирования этого культурного наследия и передачи его будущим поколениям.
2. Популяризация и образование: Многие люди могут не знать о народе Ханты, их традициях и образе жизни. Виртуальная реальность может быть использована для популяризации этой культуры и привлечения внимания широкой аудитории. Путем создания интерактивных и погружающих виртуальных экспериенсов можно рассказать о ценностях, обычаях, языке и искусстве этого народа. Это поможет увеличить осведомленность и уважение к их культуре и способствовать сохранению и продвижению ее дальнейшего развития.
3. Экологическое просвещение: Народ Ханты традиционно живет в гармонии с природой и имеет особую любовь и уважение к своему окружению. В современном мире, где проблемы связанные с природными ресурсами и экологией становятся все более актуальными, знание и уважение к таким культурам, как у народа Ханты, может послужить важным вкладом в сохранение природы. Виртуальная реальность может помочь подчеркнуть эту связь между культурой и экосистемой в северных регионах.
Через использование виртуальной реальности, мы можем обеспечить сохранение и продвижение культурного наследия народа Ханты, а также улучшить понимание и уважение к их традициям, образу жизни и любви к природе. Это поможет сохранить многовековую культуру и помочь народу Ханты сохранить свою самобытность и идентичность в современном мире.

Цели

  1. Погружение детей 12-18 лет, проживающих в населенных пунктах Югры, в культуру и быт народа ханты для демонстрации силы и самобытности традиционной жизни и отношения к окружающей среде с помощью разработанной виртуальной реальности (VR-экскурсии) по двум сезонам с воссозданием пейзажей, традиционных сооружений, праздников, ритуалов, ремесел, музыки и танцев, местной флоры и фауны.

Задачи

  1. Создать ролики виртуальной реальности
  2. Провести занятия с подростками Югры
  3. Проведение информационной компании проекта
`