Визуальная история Югры

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.08.2022 - 01.08.2023
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Второй конкурс 2022)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
4 277 810 руб.
Размер гранта
2 949 473 руб.
Cофинансирование
1 328 337 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. профессиональное историческое сообщество России (учёные учреждений высшего образования Сургута, Нижневартовска, Тюмени, Екатеринбурга, Москвы и др. городов)
  2. любители истории – посетители мультимедийного исторического парка «Россия – моя история» в г. Сургут
  3. учащиеся общеобразовательных школ, учреждений СПО и дополнительного образования на территории округа, привлеченные к исследовательским проектам и краеведческой работе (3250 человек)
  4. студенты социально-гуманитарных направлений подготовки учреждений высшего образования Югры (охват составит 925 человек приведенного контингента)

Описание проекта

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации и распоряжением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры №248-рг от 19.10.2018 г., в целях реализации приоритетного проекта «Создание академической истории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» («Многовековая Югра»): создан редакционный совет по подготовке издания «Академическая история Югры», заключено соглашение о совместной деятельности по подготовке 8-томного издания с Институтом российской истории РАН, создана Ассоциация «Югорский центр гуманитарных исследований «АИст».
Настоящий проект направлен на расширение источниковой базы издания «Академическая история Югры» и фондов мультимедийного парка «Россия - моя история» (г. Сургут), благодаря использованию визуальных источников – графических, живописных, скульптурных артефактов, а также фото- и кинодокументов.
Актуальность темы определяется научным значением визуального поворота в исторических исследованиях, требующего осмысления исторического процесса в том числе «в контексте истории образов» (Мазур Л. Н. «Визуальный поворот» в исторической науке на рубеже ХХ-XXI вв.: в поисках новых методов исследования // Диалог со временем. 2014. № 46. С. 95), особенно необходимого при создании таких обобщающих нарративов, как история региона. Не подлежит сомнению значение визуального источника и как средства просвещения, пропаганды исторических знаний.
Изображения как исторический источник всё чаще привлекают внимание отечественных специалистов. Знаковыми стали публикации монографии В. М. Магидова «Кинофотодокументы в контексте исторического знания» (2005 г.), И. А. Головнева "Феномен советско этнографического кино" (2018), сборников «Оче-видная история. Проблемы визуальной истории России ХХ столетия» (2008 г.) и «Роль изобразительных источников в информационном обеспечении исторической науки» (2019).
Поэтому профессиональное историческое сообщество, его представители, участвующие в подготовке «Академической истории Югры» профессионально заинтересованы в получении фонда копий изобразительных художественных произведений, а также фото и кино документов по истории и культуре Югры. Фонд изображений позволит не просто «оживить» научный текст, но и стать предметом специального анализа, позволяющего реконструировать символы Югорской истории и культуры, воссоздать её исторически значимые образы.
Интерактивный музей «Россия – моя история» всю свою работу строит при помощи современных технологий, панорамно демонстрируя визуальные исторические документы и материалы – сотни метров «живой ленты» истории. Специалисты признают роль музеев «Россия – моя история», как эффективных трансляторов «знаний, ценностей, традиций, что в свою очередь обеспечивает сохранение исторической памяти народа и культурных особенностей страны» (Каткова К. Ф. Социокультурная значимость проекта «Россия – Моя история» // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 1(38). С. 114).

Обоснование социальной значимости

1. "Визуальный поворот" - актуальное направление современной историографии. Изображения как исторический источник всё чаще привлекают внимание отечественных специалистов. Знаковыми стали публикации монографии В. М. Магидова «Кинофотодокументы в контексте исторического знания» (2005 г.), Т. Ю. Дашковой «Телесность – Идеология – Кинематограф» (2013 г.), И. А. Головнева "Феномен советско этнографического кино" (2018), сборников «Оче-видная история. Проблемы визуальной истории России ХХ столетия» (2008 г.), «Роль изобразительных источников в информационном обеспечении исторической науки» (2019).
Поэтому профессиональное историческое сообщество, его представители, участвующие в подготовке «Академической истории Югры» профессионально заинтересованы в получении фонда копий изобразительных художественных произведений, а также фото и кино документов по истории и культуре Югры. Фонд изображений позволит не просто «оживить» научный текст, но и стать предметом специального анализа, позволяющего реконструировать символы Югорской истории и культуры, воссоздать её исторически значимые образы. На сегодняшний день в округе сложилось местное сообщество профессиональных историков (а также этнографов, антропологов), которые нуждаются в визуальных источниках. Это сотрудники музеев, вузов, и научных учреждений .
2. Господствующий тренд в работе музеев - не только широкая визуализация, но и интерактивность. Посетитель стремится рассмотреть артефакт с разных точек зрения, хотя бы визуально испытать его функциональные возможности, увидеть их в динамике. Именно на этой базе создана сеть мультимедийных парков «Россия – моя история». Она строит работу при помощи современных технологий, панорамно демонстрируя визуальные исторические документы и материалы – сотни метров «живой ленты» истории. Специалисты признают роль парков «Россия – моя история», как эффективных трансляторов «знаний, ценностей, традиций, что в свою очередь обеспечивает сохранение исторической памяти народа и культурных особенностей страны» (Каткова К. Ф. Социокультурная значимость проекта «Россия – Моя история» // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 1(38). С. 114). Не случайно большое внимание при планировании учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях уделяется работе с экспозициями исторического парка (см., например, планы работы ГБОУ ГМЦ ДОНМ на март 2022 г. – URL: https://mosmetod.ru/component/search/?searchword=Россия%20-%20моя%20история&searchphrase=all&Itemid=132 /дата обращения 7 марта 2022/).
3. Своеобразным визуальным поворотом отмечено и мировосприятие нашей учащейся молодежи. Обилие информации ведет к стремлению увидеть не столько «сухой» текст, столько яркую картинку, порождающую множество образов. Практика краеведческой работы доказывает, что современное подрастающее поколение с заметно большим энтузиазмом создаёт видеопрезентации, нежели вербальные тексты. Причина проста - в отличие от нередко заимствованных извне тестов здесь есть реальная возможность проявить элементы подлинных личных усилий. В различных конкурсах, исследовательских проектах, викторинах участвуют тысячи учащихся и студентов нашего округа.
4. Подготовка профессиональных кадров обязана учитывать эти общественные потребности. Для студентов гуманитарных специальностей (в Ханты-Мансийске, Сургуте, Нижневартовске) желательны приобретение новых полевых компетенций, антропологическая практика по работе с респондентами и выявлению визуальной информации.
В настоящее время проблема выявления визуальных историко-этнографических источников о прошлом Югры заключается не столько в их отсутствии, сколько в пространственной разобщенности и отсутствии систематизации. Фонды учреждений архивов, музеев, а уж тем более частные коллекции, не всегда являются доступными для потребителей исторической информации. Здесь присутствуют также и элементы дублирования и коммерческого отношения к использованию исторического прошлого: достаточно ознакомиться с прайс-листами архивов и музеев. Выход видится в создании общедоступной базы визуальных источников.

Цели

  1. Репрезентация визуальных образов истории и культуры Югры через создание уникального банка данных о знаменательных людях и событиях Югры, отражающих её этнокультурные особенности

Задачи

  1. Выявить визуальные источники информации об истории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, провести их систематизацию на основе научной выборки
  2. Сохранить полученные визуальные (историко-этнографические и картографические) источники путём их включения в 8-ми томный проект "Академическая история Югры", пополнения архивных фондов и оцифрованных материалов мультимедийного исторического парка "Россия - моя история".
  3. Распространить выявленную информацию через проведение мероприятий просветительского характера в СМИ, организацию выставок в мультимедийном парке "Россия - моя история", в публичном пространстве и при проведении общественно значимых мероприятий в округе.