Визуальная история Югры

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.08.2022 - 01.08.2023
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Второй конкурс 2022)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
4 277 810 руб.
Размер гранта
2 949 473 руб.
Cофинансирование
1 328 337 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. профессиональное историческое сообщество России (учёные учреждений высшего образования Сургута, Нижневартовска, Тюмени, Екатеринбурга, Москвы и др. городов)
  2. любители истории – посетители мультимедийного исторического парка «Россия – моя история» в г. Сургут
  3. учащиеся общеобразовательных школ, учреждений СПО и дополнительного образования на территории округа, привлеченные к исследовательским проектам и краеведческой работе (3250 человек)
  4. студенты социально-гуманитарных направлений подготовки учреждений высшего образования Югры (охват составит 925 человек приведенного контингента)

Описание проекта

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации и распоряжением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры №248-рг от 19.10.2018 г., в целях реализации приоритетного проекта «Создание академической истории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» («Многовековая Югра»): создан редакционный совет по подготовке издания «Академическая история Югры», заключено соглашение о совместной деятельности по подготовке 8-томного издания с Институтом российской истории РАН, создана Ассоциация «Югорский центр гуманитарных исследований «АИст».
Настоящий проект направлен на расширение источниковой базы издания «Академическая история Югры» и фондов мультимедийного парка «Россия - моя история» (г. Сургут), благодаря использованию визуальных источников – графических, живописных, скульптурных артефактов, а также фото- и кинодокументов.
Актуальность темы определяется научным значением визуального поворота в исторических исследованиях, требующего осмысления исторического процесса в том числе «в контексте истории образов» (Мазур Л. Н. «Визуальный поворот» в исторической науке на рубеже ХХ-XXI вв.: в поисках новых методов исследования // Диалог со временем. 2014. № 46. С. 95), особенно необходимого при создании таких обобщающих нарративов, как история региона. Не подлежит сомнению значение визуального источника и как средства просвещения, пропаганды исторических знаний.
Изображения как исторический источник всё чаще привлекают внимание отечественных специалистов. Знаковыми стали публикации монографии В. М. Магидова «Кинофотодокументы в контексте исторического знания» (2005 г.), И. А. Головнева "Феномен советско этнографического кино" (2018), сборников «Оче-видная история. Проблемы визуальной истории России ХХ столетия» (2008 г.) и «Роль изобразительных источников в информационном обеспечении исторической науки» (2019).
Поэтому профессиональное историческое сообщество, его представители, участвующие в подготовке «Академической истории Югры» профессионально заинтересованы в получении фонда копий изобразительных художественных произведений, а также фото и кино документов по истории и культуре Югры. Фонд изображений позволит не просто «оживить» научный текст, но и стать предметом специального анализа, позволяющего реконструировать символы Югорской истории и культуры, воссоздать её исторически значимые образы.
Интерактивный музей «Россия – моя история» всю свою работу строит при помощи современных технологий, панорамно демонстрируя визуальные исторические документы и материалы – сотни метров «живой ленты» истории. Специалисты признают роль музеев «Россия – моя история», как эффективных трансляторов «знаний, ценностей, традиций, что в свою очередь обеспечивает сохранение исторической памяти народа и культурных особенностей страны» (Каткова К. Ф. Социокультурная значимость проекта «Россия – Моя история» // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 1(38). С. 114).

Обоснование социальной значимости

1. "Визуальный поворот" - актуальное направление современной историографии. Изображения как исторический источник всё чаще привлекают внимание отечественных специалистов. Знаковыми стали публикации монографии В. М. Магидова «Кинофотодокументы в контексте исторического знания» (2005 г.), Т. Ю. Дашковой «Телесность – Идеология – Кинематограф» (2013 г.), И. А. Головнева "Феномен советско этнографического кино" (2018), сборников «Оче-видная история. Проблемы визуальной истории России ХХ столетия» (2008 г.), «Роль изобразительных источников в информационном обеспечении исторической науки» (2019).
Поэтому профессиональное историческое сообщество, его представители, участвующие в подготовке «Академической истории Югры» профессионально заинтересованы в получении фонда копий изобразительных художественных произведений, а также фото и кино документов по истории и культуре Югры. Фонд изображений позволит не просто «оживить» научный текст, но и стать предметом специального анализа, позволяющего реконструировать символы Югорской истории и культуры, воссоздать её исторически значимые образы. На сегодняшний день в округе сложилось местное сообщество профессиональных историков (а также этнографов, антропологов), которые нуждаются в визуальных источниках. Это сотрудники музеев, вузов, и научных учреждений .
2. Господствующий тренд в работе музеев - не только широкая визуализация, но и интерактивность. Посетитель стремится рассмотреть артефакт с разных точек зрения, хотя бы визуально испытать его функциональные возможности, увидеть их в динамике. Именно на этой базе создана сеть мультимедийных парков «Россия – моя история». Она строит работу при помощи современных технологий, панорамно демонстрируя визуальные исторические документы и материалы – сотни метров «живой ленты» истории. Специалисты признают роль парков «Россия – моя история», как эффективных трансляторов «знаний, ценностей, традиций, что в свою очередь обеспечивает сохранение исторической памяти народа и культурных особенностей страны» (Каткова К. Ф. Социокультурная значимость проекта «Россия – Моя история» // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 1(38). С. 114). Не случайно большое внимание при планировании учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях уделяется работе с экспозициями исторического парка (см., например, планы работы ГБОУ ГМЦ ДОНМ на март 2022 г. – URL: https://mosmetod.ru/component/search/?searchword=Россия%20-%20моя%20история&searchphrase=all&Itemid=132 /дата обращения 7 марта 2022/).
3. Своеобразным визуальным поворотом отмечено и мировосприятие нашей учащейся молодежи. Обилие информации ведет к стремлению увидеть не столько «сухой» текст, столько яркую картинку, порождающую множество образов. Практика краеведческой работы доказывает, что современное подрастающее поколение с заметно большим энтузиазмом создаёт видеопрезентации, нежели вербальные тексты. Причина проста - в отличие от нередко заимствованных извне тестов здесь есть реальная возможность проявить элементы подлинных личных усилий. В различных конкурсах, исследовательских проектах, викторинах участвуют тысячи учащихся и студентов нашего округа.
4. Подготовка профессиональных кадров обязана учитывать эти общественные потребности. Для студентов гуманитарных специальностей (в Ханты-Мансийске, Сургуте, Нижневартовске) желательны приобретение новых полевых компетенций, антропологическая практика по работе с респондентами и выявлению визуальной информации.
В настоящее время проблема выявления визуальных историко-этнографических источников о прошлом Югры заключается не столько в их отсутствии, сколько в пространственной разобщенности и отсутствии систематизации. Фонды учреждений архивов, музеев, а уж тем более частные коллекции, не всегда являются доступными для потребителей исторической информации. Здесь присутствуют также и элементы дублирования и коммерческого отношения к использованию исторического прошлого: достаточно ознакомиться с прайс-листами архивов и музеев. Выход видится в создании общедоступной базы визуальных источников.

Цели

  1. Репрезентация визуальных образов истории и культуры Югры через создание уникального банка данных о знаменательных людях и событиях Югры, отражающих её этнокультурные особенности

Задачи

  1. Выявить визуальные источники информации об истории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, провести их систематизацию на основе научной выборки
  2. Сохранить полученные визуальные (историко-этнографические и картографические) источники путём их включения в 8-ми томный проект "Академическая история Югры", пополнения архивных фондов и оцифрованных материалов мультимедийного исторического парка "Россия - моя история".
  3. Распространить выявленную информацию через проведение мероприятий просветительского характера в СМИ, организацию выставок в мультимедийном парке "Россия - моя история", в публичном пространстве и при проведении общественно значимых мероприятий в округе.

Похожие проекты

Бессмертный полк в небе Югры -зрелищное авиационное мероприятие, направленное на сохранение исторической памяти и патриотическое воспитание молодёжи

Заявлен на грант
Сохранение исторической памяти
Сургут
1 584 400 руб.
Грант губернатора СО НКО (Первый конкурс 2023)
РОО ФСС ХМАО-ЮГРЫ
Всего сотрудников 10
Михаил Х.
Любовь У.

Подняться в небо для того, чтобы помнили - чемпионат по киберспорту с полётами победителей на реальных самолётах марки Як

Заявлен на грант
Сохранение исторической памяти
ХМАО-Югра, Другие регионы РФ
976 000 руб.
Грант губернатора СО НКО (Первый конкурс 2023)
РОО ФСС ХМАО-ЮГРЫ
Всего сотрудников 10
Михаил Х.
Любовь У.

Литературный клуб "Точка чтения"

Заявлен на грант
Сохранение исторической памяти
Нягань
999 308 руб.
Грант губернатора СО НКО (Первый конкурс 2023)
АНО ТОЧКА
Владислав К.
Юлия Б.
Ольга М.
+1

Югорские хранители: городской просветительский маршрут

Заявлен на грант
Сохранение исторической памяти
Югорск
1 357 244 руб.
Грант губернатора СО НКО (Первый конкурс 2023)
Логотип
РОО ХМАО-ЮГРЫ ИКПЦ МУЗЕЙНАЯ ИНИЦИАТИВА
Ольга М.
Алексей Б.
+7
`