Подробнее
География проекта
Целевые аудитории

География проекта

Город Ханты-Мансийск

Целевые аудитории

Дети с аутизмом, расстройствами аутистического спектра и прочими ментальными нарушениями от 6 до 18 лет, проживающие в городе Ханты-Мансийске.

Описание проекта

В рамках проекта для каждого участника проводится цикл из 10 обучающих тренингов с применением специфических инструментов и методик. Тренинги проводятся компетентными специалистами, имеющими опыт работы с детьми такой категории. Цель тренингов выбирается индивидуально по каждому ребёнку исходя из результатов анкетирования родителей. Задачи, которые можно решить в рамках цикла обучающих тренингов: • Научить ребенка отвечать на вопрос об адресе, либо сообщать информацию о нужном адресе альтернативным способом. • Научить отслеживать ключевые «знаки» и следовать целевому маршруту с помощью визуальной опоры. • Научить следовать общепринятым правилам передвижения. • Научить просить о помощи в случае, если потерялся.

Обоснование социальной значимости

Согласно данным Министерства здравоохранения РФ на 2020 г. в России — 36 041 детей с аутизмом. Это соответствует примерно 0,1% детского населения. По данным ученых США около половины детей с аутичными расстройствами совершали побег из дома или другого безопасного места, 50% из них в результате терялись (журнал Pediatrics). В г. Ханты-Мансийске более 125 детей с РАС. Если добавить к ним детей с прочими ментальными нарушениями (синдром Дауна, СДВГ, различные задержки психического развития и пр.), то цифра значительно увеличится. Такие дети имеют ряд дефицитов, которые приводят, в том числе, к нарушению ориентирования в пространстве. Это низкая концентрация внимания, дисбаланс восприятия различных внешних стимулов, непонимание общепринятых знаков и правил. Отсутствие этого умения еще больше ограничивает мир ребенка и препятствует развитию его самостоятельности. Многие дети данной категории испытывают панику, оказавшись в людном месте или передвигаясь непривычным для них образом (автобус, маршрутное такси и т.д.), что превращается в настоящий стресс для самих детей, их родителей и окружающих. Некоторые очень зависимы от привычных маршрутов и категорически не принимают новые маршруты либо даже незначительные их изменения. Также большинство детей указанной категории не обладают полноценным навыком коммуникации, что создает проблемы в ситуациях, когда надо обратиться за помощью к другим людям. Отчасти проблема контроля передвижений ребенка решается наличием GPS-трекера. Но он не решает проблему самостоятельности ребенка и его правильного поведения. В настоящее время вопрос ориентации на местности не решается в рамках доступных традиционных образовательных и реабилитационных программ, но обучение ребенка самостоятельному передвижению вне домашней обстановки играет важную роль как в жизни самого ребенка, так в жизни всей семьи. Ребенок, понимающий общепринятые правила поведения на улице и самостоятельно добирающийся до определенных мест, умеющий сказать или показать нужный адрес, – будет увереннее чувствовать себя в общественных и незнакомых местах. Кроме того для обученного ребёнка снизится риск возникновения опасных ситуаций на улице, отпадёт необходимость постоянного сопровождения ребёнка и в целом повысится качество жизни всей семьи.

Цели

Научить не менее 10 детей с РАС и прочими ментальными нарушениями быть более самостоятельными в городской среде.

Задачи

  1. Индивидуальный подход - Постановка индивидуальных целей и выбор индивидуальных инструментов для каждого участника.
  2. Повышение компетентности - Обучение и текущее сопровождение специалистов, ведущих индивидуальные тренинги.
  3. Обучение детей самостоятельности - Реализация циклов тренингов в натуральной среде.
  4. Повышение информированности родительского и профессионального сообщества - производство и распространение видео-инструкции с рекомендациями.

Команда

`