Возрождая голоса Севера

Проект не получил поддержку
0.3

Оценка обновлена:

30.11.2025

Сроки реализации 25.08.2025 - 30.12.2026
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Второй конкурс 2025)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
4 968 819 руб.
Размер гранта
2 893 979 руб.
Cофинансирование
2 074 840 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

дети коренных малочисленных народов Севера в возрасте от 10 до 17 лет. студенты и магистранты Нижневартовского государственного университета и Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа от 18 до 25 лет взрослое население Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, включая представителей коренных малочисленных народов Севера, постоянно проживающие на территории регионов и в возрасте от 18 до 76 лет сотрудники образовательных учреждений, эксперты, социальные работники, взаимодействующие с семьями коренных малочисленных народов Севера

Описание проекта

Проект «Йиԓ Сӱй» – возрождая голоса Севера» расширяет географию предыдущих инициатив («Мир народа ханты «Эвут-рап», «Экотропа Аганского ягельного бора», «Рӑӽәм њаԓәм ҷӓв»), включающую теперь территорию Ямало-Ненецкого автономного округа, что обуславливает расширение лингвистического фокуса. Помимо ранее изучавшихся диалектов хантыйского языка, проект включает в себя изучение казымского диалекта, а также языка лесных ненцев, расширяя тем самым лингвистическое разнообразие и способствуя сохранению меньшинственных языковых групп. Эта инициатива, сохраняя фокус на сохранении и развитии языков и культур ханты и лесных ненцев Югры, ориентирована на создание устойчивой модели передачи культурного наследия через взаимодействие трех ключевых компонентов: опыт старшего поколения носителей языка и культуры, энтузиазм и знания студентов-волонтёров, и уникальные возможности природных парков «Нумто» (ЯНАО) и «Ягельный» (ХМАО). Студенты будут работать с детьми из семей КМНС, проводя лесные языковые школы, экспедиции и обустраивая экотропы, используя интерактивные методы обучения с учетом мультидиалектности языков и возрастных особенностей детей. Параллельно с изучением языка и культуры, участники проекта будут погружаться в мир традиционного природопользования. Сотрудничество со спикером проекта Еремеем Даниловичем Айпиным и создание действующей модели передачи культурного наследия через сбор языкового, этнографического и фольклорного материала для будущего фонда Варьеганского дома-музея писателя Е.Д. Айпина, а также организация выставок и презентаций, усиливают социальный эффект проекта, инвестируя в будущее Югры, где современность гармонично взаимодействует с богатым историческим наследием. Расширение географии, привлечение новой возрастной группы студентов и включение новых языковых групп в исследовательскую программу позволяют масштабировать положительный опыт предыдущих проектов и обеспечить более широкий охват населения и языкового разнообразия регионов.

Обоснование социальной значимости

По данным «Атласа языков мира, находящихся под угрозой исчезновения», хантыйский и ненецкий языки стоят перед серьёзной угрозой исчезновения, поскольку используются преимущественно старшим поколением и не передаются детям. Данная ситуация требует новых подходов к сохранению языков КМНС, включающих активное вовлечение молодежи и всех жителей региона, независимо от национальности, кто считает Север своей малой Родиной и стремится изучать его историю, культуру и природу, внося свой вклад в сохранение уникального наследия. Дети КМНС в возрасте от 10 до 17 лет сталкиваются с риском утраты родного языка из-за доминирования русского языка в повседневной жизни. Отсутствие доступа к качественному образованию на родном языке, недостаток материалов для изучения культуры и традиций, ограниченные возможности для общения со старшим поколением, являющимся носителями языка и традиций, что приводит к снижению самоидентификации и утрате связи с культурным наследием. Согласно интервью с Надеждой Костылевой, начальником отдела непрерывного образования КМНС Севера Департамента образования и молодежной политики, преподавание хантыйского языка в Югре ограничено и проводится всего один раз в неделю. Это свидетельствует о недостаточном уровне поддержки и доступности образования на родных языках КМНС. Кроме того, данные социологического исследования 2022 года, проведенного Обско-угорским институтом прикладных исследований и разработок, показывают серьезные проблемы с сохранением родного языка среди КМНС. 54,2% опрошенных не владеют родным языком, а лишь небольшая часть (12,5%) свободно говорит, читает и пишет на нем. Это подтверждает необходимость разработки и внедрения эффективных методов и инструментов для возрождения языков. Студенты и магистранты в возрасте от 18 до 25 лет испытывают недостаток практического опыта в работе с детьми и в исследовании культурного наследия КМНС. Ограниченные возможности для применения полученных в вузе знаний на практике и для развития профессиональных навыков в области этнографии, лингвистики и экологии. Для оценки готовности будущих специалистов к работе в этой области Бельковой А.Е., кандидатом филологических наук, доцентом кафедры филологии, лингводидактики и перевода НВГУ было проведено анкетирование 100 студентов и магистрантов университетов ХМАО, обучающихся по специальностям, связанным с культурой и языками КМНС. Результаты показали значительный разрыв между теоретической подготовкой и практическим опытом: 60% респондентов отметили недостаток практических занятий, связанных с работой с детьми из числа КМНС. 75% не имели возможности пройти стажировку или практику в организациях, занимающихся сохранением культуры КМНС. 80% считали недостаточным количество часов, посвященных изучению традиций и языков КМНС в учебной программе. Лишь 15% имели опыт самостоятельного исследования культурного наследия КМНС. Эти данные свидетельствуют о недостаточной практической подготовке будущих специалистов и подчеркивают необходимость интеграции практического опыта в учебный процесс, а также создания возможностей для стажировок и практик в сфере сохранения культурного наследия КМНС.Взрослое население Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, включая представителей коренных малочисленных народов Севера, проживающие постоянно на территории регионов и в возрасте от 18 до 76 лет не всегда осознают важность сохранения родного языка и культуры для будущих поколений. В рамках предыдущих проектов («Мир народа ханты «Эвут-рап» (языковая площадка)», «Экотропа Аганского ягельного бора», стойбищная школа «Рӑӽәм њаԓәм ҷӓв») Бельковой А.Е., кандидатом филологических наук, доцентом кафедры филологии, лингводидактики и перевода НВГУ были проведены исследования, которые выявили тревожную тенденцию: 70% опрошенной молодежи КМНС не владеют родным языком, а 65% не участвуют в традиционных культурных мероприятиях. Эти данные подчеркивают острую необходимость в программах, направленных на сохранение языкового и культурного наследия. Сотрудники образовательных учреждений, эксперты и социальные работники отмечают нехватку эффективных методик и инструментов для работы с семьями КМНС, ограниченные ресурсы для организации образовательных программ на родном языке, недостаток межведомственного взаимодействия и обмена опытом. Бельковой А.Е., кандидатом филологических наук, доцентом кафедры филологии, лингводидактики и перевода НВГУ были опрошены 50 сотрудников образовательных учреждений, экспертов и социальных работников, работающих с КМНС. Результаты распределились следующим образом: 90% опрошенных отметили нехватку современных методических пособий для работы с семьями КМНС; 70% заявили о недостаточном финансировании для организации образовательных программ на родных языках КМНС; 60% ощущают недостаток межведомственного взаимодействия и обмена опытом между различными учреждениями, работающими с КМНС. Только 20% опрошенных регулярно используют цифровые инструменты и технологии в своей работе.

Цели

Вовлечение детей из семей коренных малочисленных народов Севера студенческой молодёжью Нижневартовского государственного университета и Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа (этно-экоактивистами) в изучение родного языка, культуры и традиций, путем организации экспедиций, обустройства экотроп, проведения десантов и использования лесных языковых школ в природных парках «Нумто» (Ямало-Ненецкий автономный округ) и «Ягельный» (Ханты-Мансийский автономный округ).

Задачи

Формирование команды этно-экоактивистов через отбор и обучение студентов Нижневартовского государственного университета и Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа города методам работы с детьми, основам этнографии, экологии и традиционного природопользования КМНС.
Разработка и реализация образовательной программы путем создания программы лесных языковых школ, включающей в себя изучение сургутского диалекта хантыйского языка, казымского диалекта хантыйского языка и языка лесных ненцев, культуры и традиций КМНС, с учётом возрастных особенностей детей.
Организация и проведение экспедиций, десантов в природные парки «Нумто» (Ямало-Ненецкий автономный округ) и «Ягельный» (Ханты-Мансийский автономный округ) с обустройством леcных стойбищных школ
Создание и маркировка экоэтно десантов и экологических троп в природных парках «Нумто» и «Ягельный», обеспечение информационных стендов с описанием культуры КМНС и охранных мер.

Обратная связь проекта: 0


Войдите, чтобы оставить комментарий

`