Все дети как дети. Программа естественнонаучной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализован успешно
Сроки реализации 01.02.2021 - 31.08.2021
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Специальный конкурс 2020)
Подробнее

Проект реализует:

Целевые аудитории

Люди с ограниченными возможностями здоровья

Описание проекта

Программа предусмотрена для детей с ОВЗ в возрасте от 10 до 14 лет с учетом возможности выезда как детей на образовательные площадки, так и выезд педагогов к ребенку на дом. В учебном плане программы выделены 7 подпрограмм каждая со своей определенной целью. Каждая подпрограмма рассчитана на 4-5 занятий продолжительностью 20 минут, по одному в неделю. Большее количество занятий проводится на базе образовательных площадок: мини-зоопарк, учебный кабинет, оранжерея, аквариальная. Некоторые подпрограммы предусматривают по одному занятию в форме выезда педагога на дом к воспитанникам.
В целях решения вопросов личностного развития каждого ребенка, психодиагностики, помощи педагогам и родителям в рамках программы будет организовано психологическое обеспечение.
В учебном плане программы выделены 7 подпрограмм каждая со своей определенной целью. Все они соответствуют, социальным запросам общества, целям и задачам естественнонаучного образования, способствуют социализации и реабилитации каждого ребенка, накоплению опыта взаимодействия с окружающим миром.
1. Подпрограмма «Живая планета» - создание оптимальных условий для личностного развития, социальной адаптации детей посредством общения с животными живого уголка, растительного и животного мира ХМАО.
2. Подпрограмма «Зимующие птицы нашего города» - развитие познавательного интереса у детей через изучение образа жизни и поведения птиц зимой.
3. Подпрограмма «Ветеринар в доме» - воспитание гуманности, милосердия, любви к животным через организацию социальной практики, в том числе с точки зрения ветеринарии.
4. Подпрограмма «Первые шаги к творчеству» - развитие творческой активности у детей через создание жилета для домашних животных, используя вторичное сырье.
5. Подпрограмма «Живое рядом» - интеграция детей с проблемами в развитии и социальной адаптации в образовательное пространство города.
6. Подпрограмма «Аква-хобби» - оборудование аквариума для развития у ребенка эмоционального баланса.
7. Подпрограмма «Флора» - создание экзотического сада своими руками для создания положительного эмоционального климата в детском коллективе.
Каждая подпрограмма рассчитана на 4-5 занятий продолжительностью 20 минут, по одному в неделю. Большее количество занятий проводится на базе образовательных площадок - минизоопарк, учебный кабинет, оранжерея, аквариальная. Некоторые подпрограммы предусматривают по одному занятию в форме выезда педагога на дом к воспитанникам.
Для работы с детьми отбираются наиболее спокойные, общительные, уравновешенные, адаптированные к общению с детьми животные. Подбираются растения, которые не причиняют вреда детям, не вызывают аллергических реакций и т.п.

Цели

Создание оптимальных условий для социальной адаптации и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья посредством дополнительного образования естественнонаучной направленности.

Задачи

  1. Создание условий для обучения, воспитания и социальной адаптации детей с ОВЗ в обществе
  2. Формирование оптимально-благоприятных условий учебной деятельности для взаимодействия всех субъектов образовательного процесса
  3. Формирование системы жизненных навыков и умений, необходимых для успешной социализации воспитанников средствами экологического воспитания. Развитие у детей вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы
  4. Создание индивидуальной творческой, экологосообразной обучающей среды с учетом особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения развития ребенка с ОВЗ в учреждении дополнительного образования
  5. Развитие творческого и интеллектуального потенциала воспитанника
  6. Включение в образовательное пространство города социально адаптированного, активного, наблюдательного, оптимистично настроенного, неравнодушного к окружающей природе ребенка

Результат реализации проекта

Важнейшим фактором успешной реализации проекта, стал подбор команды. Непосредственное распределение обязанностей между членами команды позволило успешно решать поставленные задачи. Очень важно, что основу учебной программы составили личные личные участников проекта. Учитывая, что город Ханты-Мансийск невелик (около 100 000 чел.), это позволило привлечь максимальное число помощников (из друзей, знакомых, сослуживцев и т.д.), чем обусловлен короткий срок создания минизоопарка. Наличие в команде педагогов дополнительного образования и тесное взаимодействие с Департаментом образования Администрации города Ханты-Мансийска позволило подготовить интересный и доступный учебный материал лекций и обеспечить участие детей с ОВЗ. Проект "Политехнический музей" позволил АНОДО "Центр ТиГР" перейти от разовых периодической акций к полноценной организованной деятельности в этом направлении. Создано 2 рабочих места (по совместительству).