Я познаю родной край
Проект реализует:
Целевые аудитории
- Ученики младшего школьного звена (1-4 класс) школ города Сургута.
Описание проекта
Программы планируется проводить на территории МБУ ИКЦ «Старый Сургут» - основная площадка, где представлены экспозиции, отражающие региональный компонент. «Старый Сургут» - это историко-этнографический комплекс, который расположен в живописном месте в центральной части города Сургута на берегу реки Саймы. На территории находятся 14 деревянных домов. Все они представляют собой реконструкцию старых зданий, когда-то стоявших в различных частях города, но впоследствии собранных в единый архитектурный ансамбль. На территории Историко-культурного центра находятся две экспозиции, ориентированные на формирование локальной идентичности. Таким образом для детей здесь создана особая среда погружения в наследие региона посредством проведения экскурсий, проведения программ на особой территории.
Обоснование социальной значимости
Согласно «Отчету по результатам участия общеобразовательных организаций, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры во Всероссийских проверочных работах по учебному предмету «Окружающий мир» в 4 классах в 2019 году», далее (ВПР) у 49% процентов обучающихся в 4 классах наибольшее затруднение вызвали задания формирующие основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России; описание достопримечательностей столицы и родного края. Вместе с тем, максимальная сумма баллов за вопросы с региональным компонентом составляет 34,38% от всего теста. Следует вывод, что даже при присутствии регионального компонента в школьной программе, детям не просто дается усвоение информации.
Согласно отчету о результатах проверки работ среди учащихся 5-х классов за 2020 год (по программе начальной школы) города Сургута, по окружающему миру при рассмотрении поэлементного анализа выполнения ВПР в сравнении с прошлыми учебными годами, средний процент выполнения всех заданий с каждым годом снижается. На протяжении нескольких учебных лет к числу задний, которые выполняются учащимися на низком уровне (средний процент не превышает 65%), остаются заданий, которые направлены на: - умение описывать географические объекты родного края, знать животный и растительный миры своего края, достопримечательности своего региона.
В наши дни растут дети, не представляющие жизнь без интернета. Они могут изучить любой вопрос благодаря доступным сведениям в Интернете, выучить иностранный язык если действительно им заинтересованы. Ученики стали меньше читать. Это и правда, и нет. Да, им действительно неинтересны затянутые описания природы, или биография кого-либо. Но они легко воспринимают небольшие лаконичные тексты со смыслом. Таким образом для того, чтобы удержать внимание ребенка, необходимо шагать в ногу с трендами современности разрабатывая новые формы взаимодействия с нашими детьми, однако классическая форма представления экспозиционного материала сохранится. С целью трансляции особенностей природного мира и взаимодействия с ним коренных народов Севера в историко-культурном центре предполагается к реализации проект «Я познаю родной край» - направленный на иллюстрацию традиций уважительного и бережного отношения к природным ресурсам в культуре древнейших народов Югры. В рамках реализации проекта планируется создание интерактивных экспозиционных пространств и специализированных печатных изданий в Доме коренных народов Севера (далее КНС) и Доме природы. Проект "Я познаю родной край" предлагает удобный, лаконичный формат преподнесения и закрепление информации с помощью познавательно-игровой формы. Пример – Дом природы где дети слушают информацию про растение, каждому выдается методическое пособие с краткой информацией - Дом коренных народов Севера – сказка про растение– мастер-класс с использованием природного материала. Погружение детей происходит с помощью понятных для них форм с использованием специализированных тематических печатных изданий, где в игровой форме представлен материал необходимый для формирования экологических знаний. В Доме КНС есть возможность практического ознакомления с природной и материальной культурой посредством мастер-классов, а также с помощью мультимедийной технологии, интерактивного воздействия с экспозиционно-выставочным материалом.
Ожидаемый социальный эффект проекта – создание новой интерактивной, информационно-познавательной среды для школьников, основанной на многовековом опыте взаимодействия и сохранения природного многообразия в культуре коренных малочисленных народов Югорской земли. Экологическое просвещение современных детей на основе опыта коренных народов Севера будет способствовать уважительному отношению к историко-культурному наследию Югры и народов, проживающих на её территории. Оснащение современными техническими и мультимедийными средствами экспозиционных пространств создаст новые возможности представления экологического наследия региона для детей.
Тактильные экспонаты, аудиосопровождение, взаимодействие с экспозиционным материалом сделают доступным и возможным развитие исследовательской деятельности в детской аудитории без ограничений, а печатные издания выдаются каждому индивидуально соблюдая гигиенические правила.
Также планируется привлекать студентов высших учебных заведения для апробации Выпускных квалификационных работ на базе ИКЦ "Старый Сургут".
Таким образом, историко-культурный центр «Старый Сургут» располагает всеми необходимыми ресурсами для создания качественной познавательной интерактивной среды для младших школьников. Формирование и закрепление у детей знаний о природе и экологии родного края, что в свою способствует увеличению процента правильных ответов на тест ориентировочно на 30%, благодаря особой подаче информации с наглядным материалом. А также окажем содействие преподавателям школ благодаря разработке методических пособий, которые будут во всеобщем доступе.
Цели
- Увеличение количества правильных ответов на тесты в ВПР у детей младшего школьного звена (1-4 класс) школ города Сургута на 30% о природных особенностях и экологической культуре Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с помощью современных технологии отражающих культуру коренных народов Севера.
Задачи
- 1. Разработка входного тестирования учеников 1-4 класс школ города Сургута.
- 2. Создание специализированного печатного издания для детей младшего школьного звена (1-4 класс)
- 3. Разработка методических пособий для преподавателей (профильное направление) и их размещение в информационном поле посредством сети интернет
- 4. Проведение детских познавательных программ на базе МБУ ИКЦ «Старый Сургут».
- 5. Подведение итогов на основании результатов ВКР у учеников 4 класса и годовых контрольных работ учеников 1-3 класса.