Я познаю родной край

Реализуется
Сроки реализации 01.10.2021 - 01.10.2022
Источник финансирования Президентский фонд культурных инициатив (Первый конкурс 2021)
Подробнее
Направления проекта
География проекта
Целевые аудитории
Общая сумма расходов на реализацию проекта
916 850 руб.
Размер гранта
430 704 руб.
Cофинансирование
486 146 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Ученики младшего школьного звена (1-4 класс) школ города Сургута.

Описание проекта

Программы планируется проводить на территории МБУ ИКЦ «Старый Сургут» - основная площадка, где представлены экспозиции, отражающие региональный компонент. «Старый Сургут» - это историко-этнографический комплекс, который расположен в живописном месте в центральной части города Сургута на берегу реки Саймы. На территории находятся 14 деревянных домов. Все они представляют собой реконструкцию старых зданий, когда-то стоявших в различных частях города, но впоследствии собранных в единый архитектурный ансамбль. На территории Историко-культурного центра находятся две экспозиции, ориентированные на формирование локальной идентичности. Таким образом для детей здесь создана особая среда погружения в наследие региона посредством проведения экскурсий, проведения программ на особой территории.

Обоснование социальной значимости

Согласно «Отчету по результатам участия общеобразовательных организаций, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры во Всероссийских проверочных работах по учебному предмету «Окружающий мир» в 4 классах в 2019 году», далее (ВПР) у 49% процентов обучающихся в 4 классах наибольшее затруднение вызвали задания формирующие основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России; описание достопримечательностей столицы и родного края. Вместе с тем, максимальная сумма баллов за вопросы с региональным компонентом составляет 34,38% от всего теста. Следует вывод, что даже при присутствии регионального компонента в школьной программе, детям не просто дается усвоение информации. 
Согласно отчету о результатах проверки работ среди учащихся 5-х классов за 2020 год (по программе начальной школы) города Сургута, по окружающему миру при рассмотрении поэлементного анализа выполнения ВПР в сравнении с прошлыми учебными годами, средний процент выполнения всех заданий с каждым годом снижается. На протяжении нескольких учебных лет к числу задний, которые выполняются учащимися на низком уровне (средний процент не превышает 65%), остаются заданий, которые направлены на: - умение описывать географические объекты родного края, знать животный и растительный миры своего края, достопримечательности своего региона.
В наши дни растут дети, не представляющие жизнь без интернета. Они могут изучить любой вопрос благодаря доступным сведениям в Интернете, выучить иностранный язык если действительно им заинтересованы. Ученики стали меньше читать. Это и правда, и нет. Да, им действительно неинтересны затянутые описания природы, или биография кого-либо. Но они легко воспринимают небольшие лаконичные тексты со смыслом. Таким образом для того, чтобы удержать внимание ребенка, необходимо шагать в ногу с трендами современности разрабатывая новые формы взаимодействия с нашими детьми, однако классическая форма представления экспозиционного материала сохранится. С целью трансляции особенностей природного мира и взаимодействия с ним коренных народов Севера в историко-культурном центре предполагается к реализации проект «Я познаю родной край» - направленный на иллюстрацию традиций уважительного и бережного отношения к природным ресурсам в культуре древнейших народов Югры. В рамках реализации проекта планируется создание интерактивных экспозиционных пространств и специализированных печатных изданий в Доме коренных народов Севера (далее КНС) и Доме природы. Проект "Я познаю родной край" предлагает удобный, лаконичный формат преподнесения и закрепление информации с помощью познавательно-игровой формы. Пример – Дом природы где дети слушают информацию про растение, каждому выдается методическое пособие с краткой информацией - Дом коренных народов Севера – сказка про растение– мастер-класс с использованием природного материала. Погружение детей происходит с помощью понятных для них форм с использованием специализированных тематических печатных изданий, где в игровой форме представлен материал необходимый для формирования экологических знаний. В Доме КНС есть возможность практического ознакомления с природной и материальной культурой посредством мастер-классов, а также с помощью мультимедийной технологии, интерактивного воздействия с экспозиционно-выставочным материалом.
Ожидаемый социальный эффект проекта – создание новой интерактивной, информационно-познавательной среды для школьников, основанной на многовековом опыте взаимодействия и сохранения природного многообразия в культуре коренных малочисленных народов Югорской земли. Экологическое просвещение современных детей на основе опыта коренных народов Севера будет способствовать уважительному отношению к историко-культурному наследию Югры и народов, проживающих на её территории. Оснащение современными техническими и мультимедийными средствами экспозиционных пространств создаст новые возможности представления экологического наследия региона для детей.
Тактильные экспонаты, аудиосопровождение, взаимодействие с экспозиционным материалом сделают доступным и возможным развитие исследовательской деятельности в детской аудитории без ограничений, а печатные издания выдаются каждому индивидуально соблюдая гигиенические правила.
Также планируется привлекать студентов высших учебных заведения для апробации Выпускных квалификационных работ на базе ИКЦ "Старый Сургут".
Таким образом, историко-культурный центр «Старый Сургут» располагает всеми необходимыми ресурсами для создания качественной познавательной интерактивной среды для младших школьников. Формирование и закрепление у детей знаний о природе и экологии родного края, что в свою способствует увеличению процента правильных ответов на тест ориентировочно на 30%, благодаря особой подаче информации с наглядным материалом. А также окажем содействие преподавателям школ благодаря разработке методических пособий, которые будут во всеобщем доступе.

Цели

  1. Увеличение количества правильных ответов на тесты в ВПР у детей младшего школьного звена (1-4 класс) школ города Сургута на 30% о природных особенностях и экологической культуре Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с помощью современных технологии отражающих культуру коренных народов Севера.

Задачи

  1. 1. Разработка входного тестирования учеников 1-4 класс школ города Сургута.
  2. 2. Создание специализированного печатного издания для детей младшего школьного звена (1-4 класс)
  3. 3. Разработка методических пособий для преподавателей (профильное направление) и их размещение в информационном поле посредством сети интернет
  4. 4. Проведение детских познавательных программ на базе МБУ ИКЦ «Старый Сургут».
  5. 5. Подведение итогов на основании результатов ВКР у учеников 4 класса и годовых контрольных работ учеников 1-3 класса.

`