Я учусь жить - в трудной жизненной ситуации
Проект реализует:
Целевые аудитории
Описание проекта
Проект Я учусь жить - в трудной жизненной ситуации направлен на:
1. Создание условий для детей, подростков и молодых взрослых с особенностями в развитии (ОВЗ, инвалидностью, в т. ч. ментальной) и их семей для приобретения навыков самостоятельности, овладения навыков самообслуживания, развития эмоционального интеллекта, коммуникации, первичных трудовых навыков и саморегуляции с целью включения в жизнь для менее 50 детей, подростков и молодых взрослых 18+ с ОВЗ и инвалидностью;
2. Поддержку наиболее уязвимых категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а именно - семей, имеющих детей с ОВЗ и инвалидностью ХМАО-Югры и г. Макеевка Донецкой Народной Республики по Соглашению о сотрудничестве ХМАО-Югры с г. Макеевка ДНР, подписанным Губернатором ХМАО-Югры Натальей Комаровой и главой Администрации г. Макеевка Владиславом Ключаровым 30 мая 2022 года (подтверждение в письме поддержки от Департамента общественных и внешних связей ХМАО-Югры).
Запланированы работы очного и онлайн формата:
1. Очная работа в рамках реализации программы «Я учусь жить» и «Я учусь жить 18+» по социальной адаптации и формированию навыков самостоятельности для не менее 50 семей ХМАО-Югры;
2. Очный и онлайн формат программы «Мама-тьютор», в рамках которой будет осуществляться обучение заинтересованного члена семьи (чаще - мамы) навыкам взаимодействия, обучения и сопровождения своего ребенка (с целью осуществлять грамотное взаимодействие в период длительного нахождения особенного ребенка дома без возможности прохождения реабилитации и коррекции) для не менее 250 семей ХМАО-Югры и г. Макеевка ДНР;
3. Очное и онлайн обучение в формате супервизий и консультаций для не менее 30 помогающих специалистов (внутренних сотрудников и сотрудников других организаций социального обслуживания, образования) ХМАО-Югры и г. Макеевка ДНР, непосредственно взаимодействующих с семьями, имеющими детей с ОВЗ и инвалидностью, с разбором сложных кейсов.
В результате работы проекта семьи, имеющие детей, подростков и молодых взрослых с инвалидностью, находящиеся на территории ХМАО-Югры (в том числе, переселенцы с ДНР) получат поддержку в форме посещения детьми группы дневного пребывания, в рамках работы которой дети и подростки приобретут навыки самостоятельности, что повысит их жизненный потенциал, а родители получат больше свободного времени для работы, что позволит улучшить материальное положение семей. Снизится нагрузка на семьи, сформируется психологическая устойчивость семей в непростой период времени. Семьи ХМАО-Югры и г. Макеевка ДНР приобретут навыки обучения и сопровождения своего ребенка с инвалидностью по программе "Мама-тьютор". Специалисты, работающие с людьми с ОВЗ и инвалидностью, из ХМАО-Югры и г. Макеевка ДНР повысят уровень своих компетенций по организации социальной адаптации и сопровождения с целью успешной интеграции данной категории людей в жизнь общества.
Обоснование социальной значимости
В условиях значительных изменений экономической и социально-демографической обстановки в стране и в округе, семьи, воспитывающие детей с ОВЗ и инвалидностью, являясь одной из наиболее уязвимых категорий граждан, ощущают эти изменения наиболее остро. По данным проведенных нами исследований, мы выявили, что семьи детей, подростков и молодых взрослых с ОВЗ и инвалидностью столкнулись с большим количеством трудностей. На сегодняшний день больше всего семей сталкивается с проблемой невозможности выйти на работу одному из родителей из-за высокой занятости по уходу за ребенком. Родители детей отмечают, что им не с кем оставлять своих детей в течение дня, а возможности даже на непродолжительное время оставить ребенка школьного возраста в одиночестве либо под присмотром неподготовленных людей (например, родственников или соседей, готовых помочь) нет из-за низкой самостоятельности и неразвитых навыков самообслуживания у детей. Кроме этого, родители детей с ОВЗ и инвалидностью отмечают возросший уровень инфляции и сильный рост цен на жизненно необходимые товары и услуги. Таким образом, стоимость реабилитации, адаптации, присмотра и ухода растет, а возможности семей по обеспечению этих нужд снижаются. Семьи вынуждены больше времени проводить в границах дома, что препятствует развитию самостоятельности детей-инвалидов и ухудшает внутрисемейный климат. Для части семей актуальна помощь по типу "передышки", в рамках которой за ребенком был бы организован присмотр и уход, в то время как родители получили бы свободное время, в которое смогли бы решать бытовые и финансовые вопросы семьи, которые в данный момент времени встали наиболее остро. Другая часть семей нуждается в домашнем сопровождении своего ребенка, так как не имеет доступа к получению услуг специалистов по реабилитации, адаптации, коррекции. Эти семьи сталкиваются с проблемой отсутствия навыков сопровождения и незнания базовой информации по обучению и воспитанию ребенка с особенностями в развитии. У таких родителей возникают трудности при взаимодействии с ребенком, они часто не могут научить ребенка даже элементарным навыкам самообслуживания, в конечном счете - все действия по уходу за телом ребенка и окружающим пространством родители выполняют самостоятельно, тем самым лишая ребенка возможности быть самостоятельным, и становясь “костылем” для него и еще больше его инвалидизируя. В подтверждение актуальности проекта для целевой группы семей, имеющих детей с инвалидностью, прикладываем в раздел 8.1 настоящей заявки pdf-файл "Актуальность для семей ХМАО-Югры" с результатами проведенного нами опроса.
Вместе с этим, многие специалисты, работающие с категорией детей, подростков и молодых взрослых с ОВЗ и инвалидностью и их семьями, оказываются неготовыми к оказанию помощи семьям в той форме, которая была бы актуальна для них в нынешних условиях. Так, Ханты-Мансийский реабилитационный центр выразил заинтересованность в опыте нашей организации по реализации программ социально-бытовой адаптации и интеграции в общество. Часто подобные учреждения ограничены рамками устоявшихся из года в год рабочих программ и им сложно самостоятельно нарастить экспертизу в вопросах инновационных методик обучения, развития и сопровождения. Однако с течением времени потребности получателей услуг и их семей меняются, в связи с этим требуется менять и подходы в организации работы. В подтверждение заинтересованности нашим опытом специалистами ХМАО-Югры прикладываем в раздел 8.1 настоящей заявки pdf-файл "Подтверждение работы с ХМ РЦ" с материалами, относящимися к обучению специалистов Ханты-Мансийского реабилитационного центра нашими специалистами.
Кроме специалистов ХМАО-Югры, вопрос недостатка знаний, опыта, ресурсов и компетенций по вопросу оказания образовательных и социальных услуг детям с ОВЗ и инвалидностью и их семьям наиболее остро стоит у специалистов, работающих на территории Донецкой Народной Республики, в частности в г. Макеевка. В образовательных учреждениях г. Макеевка обучается 281 ребенок со статусом ОВЗ и 466 детей со статусом инвалидности. В школах города открыты коррекционные классы, для которых актуальной в данный момент является ресурсная и методическая поддержка в организации качественной социальной адаптации. В ходе наших переговоров с Администрацией и Управлением образования г. Макеевка мы выяснили, что семьи детей с ОВЗ и инвалидностью на сегодняшний день находятся в условиях ограниченного доступа к качественным образовательным и социальным услугам. Для улучшения благополучия семей и снижения остроты данной проблемы Администрация выразила просьбу о помощи в организации комплексной социально-психолого-педагогической поддержки как семей напрямую, так и через проведение обучения специалистов, работающих с этими семьями. В подтверждение актуальности проекта для семей и помогающих специалистов г.Макеевка ДНР прикладываем письма поддержки от Администрации г.Макеевка и от Департамента общественных и внешних связей ХМАО-Югры, размещенные в разделе 12 настоящей заявки.
Цели
Создание условий для оказания комплексной социально–психолого-педагогической помощи семьям и их детям с ОВЗ и инвалидностью, находящихся в трудной жизненной ситуации и в условиях новой экономической и социально-демографической ситуации.
Задачи
- 1. Создать условия для реализации мероприятий проекта: ресурсные, кадровые, информационные.
- 2. Организовать работу группы дневного пребывания по развитию навыков самостоятельности и повышению жизненного потенциала по программам "Я учусь жить" и "Я учусь жить 18+" для детей, подростков и молодых взрослых с ОВЗ и инвалидностью.
- 3. Реализовать практическую часть программы "Мама-тьютор" в очном и онлайн формате для семей с детьми, подростками и молодыми взрослыми с ОВЗ и инвалидностью, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и не имеющих возможность получить услуги полноценной социальной адаптации для своего ребенка.
- 4. Повысить компетенции помогающих специалистов, работающих с категорией детей, подростков и молодых взрослых с ОВЗ и инвалидностью и их семьями, с целью повышения качества оказания услуг в области социальной адаптации, сопровождения и образования.