Югорские археологические сказки

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.04.2023 - 31.03.2024
Источник финансирования Президентский фонд культурных инициатив (Первый конкурс 2023)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
3 660 652 руб.
Размер гранта
1 652 148 руб.
Cофинансирование
2 008 504 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Младшие школьники
  2. Дети средней возрастной группы

Описание проекта

Сказки – важный инструмент формирования традиционных культурных ценностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сказки повествуют нам о том, что такое добро и зло, рассказывают о любви к семье и Родине, учат нас ставить цели и достигать их, учат нас правильным отношениям в обществе и многому другому. Но не существует ни одной сказки, несущей своей целью воспитания сохранения культурного наследия, сказки, порицающей разрушение объектов культурного наследия. Эта проблема для Югры является едва ли не злободневной: за последние 20 лет в Юрге было открыто колоссальное число объектов археологического наследия, которые подвергаются разграблению не только «чёрными копателями», но и местными жителями. Решение этой проблемы состоит не только в борьбе с такой деятельностью, но и воспитание трепетного отношения к истории и археологии не только Югры, но и всей России.
Учитывая обилие современных источников информации, недостаточно создать обычный текст сказки, нужно, чтобы сказка легко воспринималась детьми и откладывалась у них в голове на всю жизнь. Для этого сказкам будет придана форма простая стихотворная форма, которая будет легко усваиваться маленькими читателями. Также необходимо создание ярких и самобытных персонажей, пропагандирующих традиционные ценности и отвечающих современной культуре. Для воплощения этой задумки были созданы запоминающиеся персонажи, а сами сказки будут похожи на комиксы, где каждая иллюстрация сопровождена рифмованным текстом. Такое оформление позволит ребятам лучше усвоить сказку, воспринимая не только её текст, но и визуальную составляющую.

Обоснование социальной значимости

Югра – регион, обладающий богатым культурным наследием. На территории ХМАО-Югры расположены почти 6000 объектов культурного наследия, охраняемых государством. Такое количество памятников для холодных северных широт является феноменальным явлением, если учитывать хронологические рамки данных памятников – самые ранние из них относятся к позднему палеолиту. Их изучение – важная составляющая истории не только России, но и всего мира, ведь археологическое наследие Югры является основным источником информации, рассказывающим о прошлом Югры, и составляет 98% всех исторических памятников Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югры. Абсолютное большинство этих памятников было обнаружено только за последние 20 лет, изучение этих памятников – одна из главных задач Югорских археологов. Новейшие материалы современных исследований не введены в широкий социокультурный оборот, и известны малому кругу лиц, состоящему, в основном, из учёных. Начало решению данной проблемы было положено проектом Археологи – школьникам Югры, целью которого является не только создание универсальных учебных пособий для изучения истории и краеведения, но и изучение школьниками истории Родного края. Популяризация местной истории и археологии несёт за собой решение ещё одной важной цели: в связи с нефтегазовым освоением ХМАО-Югры. В наш регион за последние 20 лет приехало множество людей не только со всей страны, но и с ближнего зарубежья. Приезжая в Югру, люди приносят с собой стереотипы о Севере как о холодном, безжизненном крае, состоящим только из топей и болот, где суровые люди, работающие вахтовым методом, добывают нефть, и передают свои стереотипы детям. Дети точно так же, как и родители. Считают, что до начала добычи природных энергетических ресурсов в регионе не было ничего, кроме леса, и весьма удивляются, когда узнают, насколько древней является история их родного края. Отсутствие регионального компонента в образовании приводит к полному отсутствию культурной идентичности у населения нашего региона.
Применение региональной специфики в сказках способствует не только изучению местной культуры и среды, где живут дети, но и формирует гордость за историческое и культурное наследие региона. Воспитание в человеке гордости за Родной край и понимание важности изучения памятников не обывателями, а профессиональными археологами необходимо начинать ещё со школьной скамьи, когда у детей ещё формируются моральные устои.

Цели

  1. Выпуск двух иллюстрированных рифмованных сказок, открывающих серию археологических книжек для младших школьников и ребят средней возрастной группы (7-12 лет) об археологическом и культурном наследии Югры

Задачи

  1. Разработка рифмованных текстов к сказкам
  2. Создание иллюстративного рядка к книгам
  3. Создание оригинал-макета сказок, на основании которой будут созданы цифровая и печатная версии книги
  4. Создание векторной графики для персонажей и локаций с целью создания анимации с персонажами в дальнейшем
  5. Печать и доставка тиража в Нефтеюганск
  6. Введение продукта проекта в социокультурный оборот