Югра - наш общий дом
Проект реализует:
Целевые аудитории
- Обучающиеся средних школ города Нижневартовска от 7 до 10 лет
Описание проекта
Сохранится ли мир среди народов во многом зависит от того, насколько правильно мы воспитаем наших детей. Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников – основа всех основ. От того, что вложили родители и педагоги в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.
В основе проекта «Югра - наш общий дом» - комплексный подход к формированию у младших школьников знаний, умений, навыков культуры межличностного и межэтнического общения. Через участие в проекте дети смогут реализовать свои возможности в разных видах деятельности. В народных подвижных играх, при беседах активизируется детская речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. Посредством интеллектуальных программ ребята узнают о национальной одежде, кухне, традиционном быте, познакомятся с довольно сложной для их возрастной категории терминологией из народного фольклора, значение которой запомнить и понять станет легче с помощью просмотра фото и видеоматериалов. В танцевальной деятельности, при исполнении национальных танцев с различными перестроениями у детей развивается чувство ритма, умение передавать характер музыки через движение. Национальные игры, в основе которых лежит устное народное творчество, расширят знания участников о традиционных забавах и национальных праздниках. Кукольный театр "Ворона - вестница весны" (для обучающихся 1-2 х классов) познакомит целевые группы с фольклором северных народов.
Выставка, представляющая традиционный жизненный уклад и отражающая колорит культуры народов Севера, расширит знания целевых групп о культуре и быте народов ханты и манси. Участников проекта ждет тематическая фотозона, мастер – класс по изготовлению национальных игрушек – оберегов.
С учетом эпидемиологической ситуации культурно-просветительские программы в рамках проекта будут проведены не менее 20 раз (индивидуально для обучающихся каждого класса 1 - 4 параллели). Общий охват участников – не менее 1000 человек. Определить уровень полученных знаний у целевых групп и эффективность проделанной работы позволит викторина до и после каждой программы.
Итогом реализации проекта станет онлайн конкурс «Душа родного края» среди обучающихся начальных классов средних школ, где участники представят свои национальные культуры в различных номинациях (хореография, вокал, художественное слово, декоративно – прикладное творчество).
Проект привьет детям навыки уважительного отношения к сверстникам другой национальности и будет способствовать стимулированию детей к изучению национальной культуры, обычаев и традиций разных народов, проживающих в Югре.
Партнёры проекта - МБУ "Центр национальных культур", МОРО ООО в ХМАО - Югре «Ассамблея народов России», Департамент по социальной политике администрации города Нижневартовска, Департамент образования администрации г. Нижневартовска.
Обоснование социальной значимости
В 2021 году АНО «Гордость нации» успешно реализован проект «Нижневартовск – город дружбы» и начата реализация культурно-просветительского проекта «Мир нашему дому». Задачи проектов схожие - вовлечение обучающихся образовательных организаций в культурно – просветительскую деятельность по сохранению и популяризации национальных культур народов Югры. После проведения мероприятий проекта в 8-ми образовательных организациях Нижневартовска, к нам поступило множество предложений об участии в проекте из других образовательных организаций. Наибольший интерес к тематике проекта выразили педагоги начальных классов. Из полученного опыта мы сделали вывод, что культурно – просветительскую работу в данном направлении необходимо продолжать, и в первую очередь среди детей младшего школьного возраста (7-10 лет). В младшем школьном возрасте дети активно включаются во взрослую жизнь, формируя идентичность своей этнической группы, осваивают различные социальные роли и наиболее активно проходят этап становления национального самосознания. 7-10 лет - это благоприятный период формирования ответственности за результаты собственной деятельности и очень важно не допустить развитие негативных этнических стереотипов, агрессивности, жестокости, насилия по отношению к тем или иным этническим группам среди обучающихся. Нередко в раннем школьном возрасте дети проявляют интерес к сверстникам, как носителям национальных традиций и культур. Многие дети несут свою культуру в массы, желая рассказать о ней и быть правильно понятыми. И маленький хант, и маленький башкир, и маленький русский, и люди других национальностей должны иметь представление о культуре и жизни других народов. Нами был проведен опрос среди обучающихся начальных классов нескольких средних школ города Нижневартовска, который позволил нам сделать вывод о заинтересованности целевой группы в тематике проекта. 62% опрошенных ответили положительно на вопрос: «Хотели бы вы узнать о культурах народов, населяющих ХМАО - Югру?» Среди наиболее интересных ребятам форм работы были названы игры, конкурсы и викторины. Наибольший интерес у учащихся 1-2 х классов вызвала инновационная для данного направления форма работы - кукольный театр. С целью развития этнокультурной деятельности в Нижневартовске, мы ходим внедрить новые формы культурно-просветительской работы (передвижной кукольный театр) в деятельность по воспитанию межнационального согласия в детско-подростковой среде. Идею поддержал департамент образования администрации города.
Цели
- Формирование благоприятной дружеской среды и культуры межнациональных отношений у детей младшего школьного возраста, через ознакомление с традициями и культурой разных народов, проживающих в Югре
Задачи
- Организационное, кадровое и материально-техническое обеспечение проекта.
- Организация и проведение цикла культурно-просветительских программ, знакомящих с особенностями культур народов Югры, их многообразием и самобытностью.
- Организация и проведение онлайн конкурса «Душа родного края» среди обучающихся начальных классов общеобразовательных организаций города.
- Обеспечение информационного продвижения мероприятий и результатов работы.