Знакомство с микрозеленью
Целевые аудитории
- Старшее поколение
Описание проекта
В связи с выходом на пенсию многое меняется в жизни человека, теряются и обрываются сложившиеся в течение многих лет социальные связи, сужается круг общения. А ведь фактическое здоровье пожилых людей самым непосредственным образом складывается на их способности участвовать в жизни.
Далеко не всегда лицам, вышедшим на пенсию, удается самостоятельно организовать свою жизнь в новых условиях, сохранить активные позиции, восполнить культурный дефицит.
Мая задача – помочь пожилым людям сохранить навыки общения, необходимые для адаптации в социокультурном окружении. При этом важно подобрать такое интересное мероприятие которое не позволяло бы пожилому человеку сосредоточиться на своих болезненных ощущениях и переживаниях. Одним из таких занятий я считаю является гарденотерапия.
Гарденотерапия — это особое направление психосоциальной и трудовой реабилитации при помощи приобщения пожилых людей к работе с растениями. Практика показывает, что пожилые люди с удовольствием выращивают растения и ухаживают за ними. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически балансирует и успокаивает. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность, что позволяет использовать его при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств, в восстановительном периоде после перенесенных заболеваний, для улучшения психоэмоционального состояния людей с патологией тех или иных органов и систем.
Гарденотерапию я буду применять в виде посадки и выращивании микрозелени на подоконнике круглый год.
Принципы, лежащие в основе проекта «Знакомство с микрозеленью»:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- практической применимости (использование выращенных семян, плодов и цветов);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие в социуме, реализация собственных творческих способностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- индивидуальное трудовое участие (личный объект работы и отслеживание результативности как результата труда).
Тематика мастер-классов будет строится с учётом интересов граждан пожилого возраста, возможности их самовыражения, а так же с учетом календарных праздников и дат. Мероприятия позволяют индивидуализировать сложность работы: более способным будут интересны сложные, долгосрочные проекты, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется, что даёт возможность предостеречь от страха перед трудностями.
В процессе работы граждане пожилого возраста постоянно совмещают и объединяют в одно целое все освоенные навыки работы, отслеживают результативность своего труда.
Группа будет формироваться из 8-10 клиентов, возраст не ограничен.
Социальный эффект:
Гарденотерапия является одним из инновационных методов реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов, включения их в активную социально-направленную деятельность, адаптации их в социуме. Комплекс своевременных реабилитационных мероприятий с использованием гарденотерапевтических методов позволит не только восстановить ряд нарушенных с возрастом функций организма, но и усилить, воссоздать, а в ряде случаев сотворить заново способность пожилых граждан и инвалидов к полноценной жизни в обществе. Новые методы гарденотерапии, созданные реальной жизнью, дают возможность эффективно проводить процесс реабилитации пожилых людей, раскрывают дополнительные возможности личности человека через его взаимодействие с растительным миром, обогащают социально-адаптированный опыт человека, совершенствуют эмоционально-волевую сферу.
Цели
- Интеллектуальное и эстетическое развитие граждан пожилого возраста в процессе овладения элементарными приёмами работы с живыми природными материалами, как способа адаптации к окружающему миру.
Задачи
- Обучающие: - знакомить пожилых с элементарными основами ботаники и экологии; - знакомить с основными правилами и способами работы с живыми природными материалами: семенами, субстратами для посева. - обучать различным приёмам работы с растениями; - формировать умения следовать устным инструкциям; - формировать умение следовать алгоритму выполнения работы; - формировать умение фиксировать видимые и предполагаемые изменения при выполнении работы; - использовать результаты работы для развития художественно-эстетического вкуса и интереса к живой природе.
- Развивающие: - развивать трудолюбие, внимание, память, наблюдательность, образное мышление; - развивать художественный вкус, творческие способности клиентов; - развивать интерес к окружающему миру, живой природе, экологии.
- Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к природе; - способствовать созданию познавательных ситуаций, расширять кругозор и коммуникативные способности клиентов; - совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, содержать в порядке выбранные объекты ухода, отслеживать изменения в их развитии.