Конкурс «Культурная мозаика малых городов и сел Югры»

«Культурная мозаика малых городов и сёл» — конкурс, направленный на поддержку начинаний малых территорий в сфере преобразований средствами культуры.

Заявка №177
Одобрена
Название проекта
"ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ" мастер – классы для детей с ограниченными возможностями здоровья на дому
Мария Скорописова
Муниципальное образование
Югорск
Социальные сети
Место жительства
Югорск

Описание проекта

В настоящее время одна из серьезных проблем в обществе — это неравная доступность дополнительного образования для определенных социальных групп. Важно, чтобы у всех несовершеннолетних независимо от того, где они проживают и насколько материально обеспечены их родители, была возможность развивать свои способности. В большей степени это относится

к детям с ограниченными возможностями здоровья, для которых получение качественного образования напрямую связано с социальным неравенством во всех аспектах их жизни. Поэтому важным моментом при получении дополнительного образования детьми-инвалидами, является создание индивидуально-приемлемых условий с учетом интеллектуального

и психофизического развития.

На территории города Югорска Ханты-Мансийского автономного округа –Югра проживает 38 600 человек. Из них 204 детей с ограниченными возможностями здоровья, что составляет 0,65% от общего количества населения. Среди них много талантливых, творческих детей. Но вместе с тем,

и это нужно признать, к сожалению, в нашем обществе созданы еще не все условия для раскрытия потенциала, талантов и для комфортной жизни людей

с ограниченными возможностями здоровья.

Изучая данную проблему и анализируя контингент несовершеннолетних, мне пришла идея создания мастер – классов для детей, не имеющих возможности посещать учреждения дополнительного образования на дому. Мастер-классы помогают определиться с будущими увлечениями, формируют навыки работы с различными материалами и инструментами, развивают творческое мышление, мелкую моторику рук. Основная идея мастер - классов на дому-это учитывать возможности и интересы каждого несовершеннолетнего ребенка с особыми потребностями. При этом у ребенка развивается культура общения, социализация, творческие способности и навыки самостоятельной деятельности.

Задача мастер – классов дать начальные знания и умения в том или ином виде деятельности, показать ребятам многообразие занятий. С помощью данных мастер – классов на дому создается образовательная среда, обеспечивающая доступность обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию. Мастер - классы представляют реальные возможности для обучения детей с инвалидностью, которые в силу специфики заболевания значительную часть времени проводят дома, или проживают в удаленных местностях или в условиях, где отсутствует безбарьерная среда.

Мастер - классы планируются создаваться в соответствии с индивидуальным планом и особенностями каждого ребенка. Во время обучения мастер – классам для каждого ребенка предоставляется возможность выбора уровня и вида представления материала в зависимости от особенностей (ограничений) и индивидуального развития. Детям предоставляются сначала ознакомительные мастер – классы, занимаясь на которых они выберут то направление, чем они хотят заниматься («Верховая набойка на ткани" - традиционная техника украшения ткани; кулинария, вышивка (ковровая, крестиком), тестопластика, пластилинография, вязание руками).

Предлагаю шесть направлений творческой деятельности, в процессе которых дети научаться создавать собственные изделия декоративно – прикладного творчества.

Мастер – класс «Верховая набойка на ткани».

Верховая набойка — это нанесение рисунка с помощью набоек, штампов, манер (деревянных досок с вырезанным узором) на ткань. На мастер – классах по верховой набойке несовершеннолетние с ограниченными возможностями приобретут навыки работы со штампами, узнают историю происхождения этой старинной техники, познакомятся с основами композиции, научатся составлять орнаменты, узоры, правильно наносить краску, закреплять напечатанную ткань.

Верховая набойка становиться популярна и особенно любима детям и подросткам.

Кулинарный мастер-класс.

Мастер-класс направлен на практическую подготовку детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышение уровня их общего развития, воспитание ответственности, самостоятельности. На мастер-классах дети, подростки с ОВЗ научатся искусству приготовления пищи, оформления блюд к праздникам и выставкам. Весь курс обучения построен таким образом, что, кроме развития и коррекции практических навыков, предлагается и интересный информационный материал, способствующий расширению кругозора, облегчающий дальнейшую социализацию. Дети любят готовить, пользоваться всевозможными приборами, посудой, им нравится работать с современной бытовой техникой. Большое внимание будет уделено изучению техники безопасной работы с различным инструментом, правилам пожарной безопасности, личной гигиены и санитарии.

Вышивка (ковровая, крестиком)

Данный вид вышивки (ковровая и крестиком) при работе с детьми с ОВЗ делает их более спокойными, усидчивыми. Они долгое время способны заниматься творческой работой. Ковровая вышивка, а также вышивка крестиком развивает мелкую моторику рук, что положительно сказывается на выполнении ручных стежков и строчек.

Тестопластика.

Соленое тесто – невероятно пластичный материал, а лепка из него – это искусство, известное еще нашим далеким предкам. Соленое тесто имеет множество преимуществ: безопасно (даже если попадёт в рот); прекрасно лепится и не липнет к рукам; с ним можно работать и играть, не опасаясь, что оно поломается или потеряет форму. Занятие тестопластикой влияет на общее развитие детей с ограниченными возможностями, на эстетические чувства, развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности.

Пластилинография.

Это нетрадиционная техника изобразительного искусства. Занимаясь пластилинографией, дети с ОВЗ получают знания, умения, навыки. У детей развивается мелкая моторика, координация движения рук, глазомер. Пластилинография способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, пробуждает фантазию, побуждает детей к самостоятельности.

Данная техника хороша тем, что она доступна детям с ОВЗ, позволяет быстро достичь желаемого результата. Пластилинография влияет на развитие творческих способностей, памяти, внимания, воображения, мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

Вязание руками.

Плюшевая крупная нить, состоящая из петелек для работы вручную без применения спиц. Микрополиэстер, из которого состоит пряжа, обладает положительным качеством: является экологически чистым и гипоаллергенным материалом, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Вязание отлично тренирует маленькие пальчики детей, развивает их мелкую моторику; учит усидчивости, терпению; · развивается художественный вкус ребенка, его фантазии; тренируется память малыша.

Обучаясь вязанию, ребёнок становится более ловким, у него улучшается зрительно-моторная координация, то есть взаимодействие зрения и рук.

Ожидаемый результат: Проводящий мастер – классы на дому для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, должен предусмотреть различные варианты результата своей деятельности. Умение адекватно проанализировать результаты своей работы является неотъемлемой частью проведения таких занятий.

Основные научные идеи мастер-класса:

-деятельностный подход;

-личностно-ориентированный подход;

-исследовательский подход;

-рефлексивный подход.

Форма проведения дистанционных мастер – классов:

форма организации деятельности – индивидуальная.

Методы проведения

Использование интерактивных методов для включения участников в «педагогические пробы» (имитационная игра, моделирование, тренинг и пр.)

Мастер – классы позволяют развивать следующие ключевые компетенции:

- изучать;

- мыслить;

- технические навыки;

- адаптироваться (умение находить новое решение).

Материально – техническое обеспечение:

- материалы для мастер – классов

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер – класса

Технология подготовки дистанционного мастер-класса

Мастер-класс обычно включает в себя следующие части:

-теоретическую;

-практическую;

-подведение итогов;

-рефлексия.

Теория

Теоретическая часть мастер-класса может включать в себя технологическую и методическую части. Технологическая часть включает демонстрацию изделий, изготовленных по технологии. Проводящий мастер-класс знакомит детей с ОВЗ с темой предстоящего занятия, его целью и задачами, кратко освещает его содержание. Также сюда входит ознакомление с оборудованием, инструментами и материалами, необходимыми для изготовления представляемого изделия: подготовка материала, необходимые требования к его качеству, виды применяемого инструмента и оборудования, его правильное использование, техника безопасности при работе с ним.

Практическая часть

Проводящий мастер-класс организует активную работу участников, демонстрируя фрагменты собственного опыта. Участники мастер - класса под руководством, проводящего мастер – класс, из заранее подготовленных им материалов (заготовок) выполняют практическое задание, основанное на технологических приемах, продемонстрированных в теоретической части. Инструментами и материалами слушателей, как правило, обеспечивает проводящий мастер-класс.

Подведение итогов

Дискуссия по результатам совместной деятельности проводящего мастер-класса и участника. Организатором дискуссии выступает ведущий мастер-класса, определяющий направления обсуждения в соответствии с поставленной целью. Лучше всего, когда итогом выполнения практической части становится готовое изделие. Можно в качестве практического задания предложить изготовление отдельного законченного элемента изделия и предложить различные способы применения его в изделиях.

Рефлексия - последний и обязательный этап - отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса.

Усвоение вышеуказанных мастер-классов через новую для них форму обучения оказывает глубокое воздействие на формирование умений и навыков и на их воспитание. Происходит интеграция дополнительного образования не на словах, а на деле.

Презентация проекта