Конкурс «Культурная мозаика малых городов и сел Югры»
«Культурная мозаика малых городов и сёл» — конкурс, направленный на поддержку начинаний малых территорий в сфере преобразований средствами культуры.
Контактная информация
Описание проекта
На современном этапе отмечается рост показателей детской инвалидности населения и осознание особой важности связанных с этим социальных проблем и необходимости реализации новых путей их решений.
Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений и социокультурную среду требует от общества определенных дополнительных мер в условиях конкретного регионального межведомственного комплекса.
Именно чтение и литературное творчество являются одним из основных способов коммуникации и интеграции в обществе сверстников, взрослых, социума. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, духовного-нравственного и эстетического воспитания детей. В художественных образах литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Дети-инвалиды, дети с особенностями в развитии требуют создания особых условий накопления пассивного читательского опыта, а в дальнейшем и личного читательского опыта и читательских компетенций. Родители, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, долгое время не задумываются о вопросах обучения формирования основ читательской компетентности детей, они сконцентрированы на коррекции общих дефектов развития. Необходимо помнить, что основы читательской компетентности закладываются еще тогда, когда ребенок сам не умеет читать.
Реализация проекта позволит создать на территории г.п. Барсово Сургутского района единую межведомственную социокультурную среду для успешной социальной адаптации и интеграции ребенка-инвалида в общество.
Задачи Проекта:
1. Создать благоприятные условия для социокультурной реабилитации несовершеннолетних получателей социальных услуг, развития культуры общения с книгой, культуры восприятия прочитанного, литературного творчества.
2. Формировать познавательный интерес к чтению, произведениям детской художественной литературы, литературному творчеству в процессе приобщения к книжному искусству.
3. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи в вопросах развития читательской компетентности детей.
4. Повысить уровень квалификации специалистов в вопросах формирования основ читательской компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Создать эффективную систему межведомственного взаимодействия по вопросам формирования основ читательской компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья.
На сегодняшний день, для реализации Проекта сформирована эффективная команда в составе следующих участников:
- руководитель Проекта (заведующий отделения социальной реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями БУ «Сургутский районный комплексный центр социального обслуживания населения»)
- методист Учреждения;
- специалисты Отделения (культорганизатор, психолог, специалист по социальной реабилитации, инструктор по труду и другие);
- социальные партнеры (МБУК «Сургутская районная централизованная библиотечная система (Барсовская библиотека); Барсовский многофункциональный культурно – досуговый центр, БУ ВО «Сургутский государственный университет», представители образовательных организаций);
- представители инклюзивных волонтерских движений;
- родители (законные представители) несовершеннолетних получателей социальных услуг.
В рамках реализации проекта, для каждого участника определена соответствующая роль и функционал профессиональной деятельности. Вместе с тем, предусмотрены основы коммуникаций и мотиваций сотрудников в условиях команды Проекта, основные контрольные события.
Вовлеченность в систему комплексной реабилитации несовершеннолетних организаций образования, здравоохранения, социальной сферы, культуры и спорта, позволяет повысить результативность реабилитационного процесса процесс и включенность семей, воспитывающих детей с особенностями развития, в социум.
Работу в рамках проекта мы разделяем на 3 блока:
работа с детьми,
работа с родителями,
работа со специалистами.
Соответственно, для каждой группы подбираются свои формы и методы работы.
С несовершеннолетними используются различные формы работы: игры, совместная деятельность, чтение и обсуждение художественной литературы, экскурсии, литературные гостиные, беседы, интерактивные мероприятия, выставки рисунков, встречи с известными людьми, писателями и другие.
В ходе реализации проекта дети активно принимают участие в различных мероприятия: акции, театрализация и инсценировки русских народных сказок, библиоквизы, выставки творческих работ, литературные квест-игры, творческие встречи в библиотеке и другие.
В работе с родителями наибольшее значение приобретает просветительская и мотивационная работа.
Финальным мероприятием проекта станет Районный форум по вопросам формирования читательской компетентности у детей - инвалидов «Мы вместе».
Ожидаемые результаты и продукты Проекта.
1. В Учреждении созданы благоприятные условия для социокультурной реабилитации несовершеннолетних. развития культуры общения с книгой, культуры восприятия прочитанного, литературного творчества.
2. У 80% несовершеннолетних сформирован познавательный интерес к чтению, произведениям детской художественной литературы, литературному творчеству.
3. Обеспечена психолого-педагогическая поддержка семьи в вопросах развития читательской компетентности детей. Не менее 50% семей вовлечены в мероприятия. по формированию у детей читательской компетентности.
4. Повышение уровня квалификации специалистов: не менее 90% участников проекта владеют современными формами и методами работы в вопросах формирования ценности чтения, читательской культуры, литературного творчества у детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. В рамках реализации проекта в социальной сети «ВКонтакте», официальном сайте Учреждения систематически размещаются информационные поводы о проведенных мероприятиях, создана виртуальная площадка в социальной сети «ВКонтакте» под хэштегом #Вошебныймиркниги.
6. Оборудован литературный центр на базе отделения социальной реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями, создана соответствующая предметно – пространственная среда (
7. Создана эффективная система работы с социальными партнёрами Учреждения (наличие соглашений о сотрудничестве).
8. Опыт проекта успешно представлен в профессиональных сообществах различного масштаба.
Таким образом, благодаря реализации проекта команде удастся создать эффективную социокультурную среду для адаптации и интеграции ребенка-инвалида в общество сверстников, взрослых, социума.
Вместе с тем, практика имеет достаточно высокий потенциал тиражирования, т.к. не требует значительных финансовых ресурсов и материально-технической базы.
Мы стараемся изменить и разнообразить жизнь особых детей!
«Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать»! (Сесиль Лупан).