Заявка одобрена
Статус присвоен: 28.09.2023
Центр языковой культуры народов России "СО-единение"
В современном мире есть опасность утраты русского языка, культуры и традиций народов России ввиду стремительно растущего количества мигрантов в нашу страну. Необходимо сохранять древнейшую и самобытную культуру русского народа, помогать вновь прибывшим мигрантам с раннего возраста овладевать основами устной и письменной речи на русском языке, приобщать их к культуре общения.
Создание Центра языковой культуры народов России “СО-единение” (СО-"согласие" + единение) способствует решению задач социальной, культурной и языковой адаптации и интеграции детей-мигрантов, формированию у них навыков устной и письменной речи на русском языке, готовности жить и трудиться на благо России и принимать активное участие в ее развитии, уважать культуру и традиции народов России.
Ежегодно более 100 детей-мигрантов поступают в школы города, которых распределяют в классы по возрастным группам, а освоение школьной образовательной программы по возрасту ребёнку непосильно в виду языкового барьера и ряда других причин. В настоящее время в школах города обучается более 720 детей-билингвов и детей-инофонов. Особенностью детей-билингвов является способность автоматического использования двух языковых систем без ошибок в фонетическом строе речи и грамматике. Дети-инофоны, напротив, могут не уметь говорить на диалекте страны, в которой проживают, или владеть им очень слабо, так как принадлежат к иной языковой и культурной общности. Если ребенок был рожден в другой стране, но мигрировал в младенчестве, то он сможет стать билингвом без особых усилий.
Если ребёнок не знает русского языка, это означает только одно-в его семье не говорят на этом языке только потому, что его не знают. Семьям и детям-мигрантам приходится тратить долгие годы на адаптацию в новой языковой среде, преодолевая социальные и психологические трудности. Однако, оказавшись в непривычных, а порой и неблагоприятных условиях, дети-мигранты могут столкнуться с социальными, бытовыми, психологическими и другими трудностями. Самостоятельно ребёнок не в силах их преодолеть. Ему нужна помощь не только родителей, но и педагогов, психологов и т.д.
Необходимость более глубокого развития интересов детей-мигрантов к русскому языку и культуре народов России связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут их знания, тем более действенными окажутся они в воспитании взаимопонимания, любви к нашей большой и малой Родине.
Деятельность Центра языковой культуры народов России “СО-единение” направлена на вовлечение детей-мигрантов в изучение русского языка и культуры народов России, что будет способствовать формированию их интереса к изучению русского языка, формированию патриотических чувств, социальной активности, профилактике буллинга, укреплению межнационального согласия и единства в обществе. Ребята смогут принять участие в созидательной деятельности, различных акциях, развить творческие способности.
Мероприятия проекта будут способствовать расширению языковых и культурных знаний участников, основанных на восприятии окружающего мира, развитию и укреплению чувства любви к стране повышению интереса к образовательной деятельности, повышению успеваемости в школе, снижению уровня тревожности и отчужденности. Участие в мероприятиях позволит детям и их родителям (законным представителям) овладеть различными способами общения, сотрудничества, формами творческой деятельности, включая умение поиска и работы с информацией. Так же участие в культурно-массовых мероприятиях, внеурочной деятельности, мастер-классах, создание дневника Центра позволит закрепить теоретические знания, полученные детьми на образовательных занятиях.
В ходе реализации проектных мероприятий будут достигнуты следующие результаты:
- создание условий для комплексной адаптации детей-мигрантов в новой языковой среде;
-снижение уровня тревожности и отчужденности;
-расширения языковых и культурных знаний;
-овладение устной и письменной речью;
- обогащение знаний участников проекта о культуре и традициях народов России;
- формирование интереса участников проекта к творческой деятельности;
- активизация деятельности семей-мигрантов по привлечению новых участников в проект;
- развитие коммуникативной культуры детей.
Реализация проекта позволит оказать комплексную помощь семьям с детьми-мигрантами по социальной, культурной и языковой адаптации и интеграции, укрепит атмосферу межнационального согласия и гражданского единства, обеспечит повышение успеваемости детей в школе, познакомит с историй России.
Для реализации данного проекта подобрана квалифицированная команда педагогов и специалистов (учителя русского языка и литературы, учителя истории и обществознания, психологи, логопеды, социальные педагоги, социальные партнеры, волонтеры). В рамках социального партнерства проект осуществляется на территории г. Нягани на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения г.Нягани “Средняя общеобразовательная школа № 2”, где созданы все условия для проведения обучающих занятий и мероприятий, направленных на оказание комплексной помощи ребенку-мигранту и его семье в адаптации в новой языковой среде.
География проекта
Целевые аудитории
Описание проекта
Проект представляет собой создание Центра языковой культуры народов России на базе МАОУ г.Нягани «Средняя общеобразовательная школа № 2», где планируется реализовать комплекс мероприятий по социальной, культурной и языковой адаптации детей-билингвов и детей-инофонов в формате очных и онлайн занятий по изучению русского языка и культуры общения, бесед, тематических встреч, акций, мастер-классов для родителей (законных представителей), культурно-массовых мероприятий и т.д. Все мероприятия будут освещены в мультимедийном дневнике на официальной странице Центра.
Проект направлен на создание условий для социальной, культурной и языковой адаптации и интеграции детей-мигрантов в новой языковой среде, укрепление атмосферы межнационального согласия и гражданского единства в обществе.
Результатами реализации проекта станет освоение навыков устного общения и письма на русском языке, правил культуры поведения, что способствует эффективной адаптации детей в классном коллективе и за его пределами. Занятия с психологами помогут снять эмоциональное напряжение у ребёнка, преодолеть тревожность и отчуждённость в общении. Линия социально-культурной адаптации включает ряд мероприятий: экскурсии по музеям и библиотекам, участие в праздниках народов России, которые помогут приобщить детей-мигрантов к культуре народов России, внеурочной деятельности. Комплексный подход позволит повысить эффективность каждого занятия и решить проблемы постепенно по мере их поступления.
Уникальность проекта состоит в его первичности на территории г.Нягани, краткосрочности, системном подходе, уникальности методик преподавания (использование ИКТ, технологии проблемного обучения и критического мышления, нестандартная форма уроков, приём «исключения», «яркое пятно», «русский язык без правил», «равный равному» и др.) и совмещении двух аспектов обучения: классического и авторского по принципу «русский язык без правил» через игры и упражнения, комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка и его семьи на протяжении всего обучения. Для реализации проекта подобрана высококвалифицированная команда специалистов и партнёров.
Реализация проекта позволит оказать комплексную помощь детям-мигрантам в социально-психологической, образовательной и культурно-языковой адаптации, повысить успеваемость, предупредить случаи буллинга, укрепить народное единство и межнациональное согласие.
Обоснование социальной значимости
В июне 2023 года Министерство просвещения России предложило создать дополнительные курсы по изучению русского языка для детей мигрантов, так как проблема освоения русского языка стала приобретать большие масштабы.
В настоящее время в России проживают граждане более 190 национальностей и народностей. Для Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в том числе для города Нягани, характерна высокая миграционная нагрузка ввиду активно развивающейся инфраструктуры. Основными институтами первичной социализации детей-мигрантов является семья и образовательная организация. Президент РФ В.В.Путин отметил, что доля детей мигрантов в школах должна позволять адаптировать их к российской среде. "Это одна из проблем, которая требует практического взгляда на существующий вопрос" - отметил президент (https://tass.ru/obschestvo/11028815).
Ежегодно более 100 детей-мигрантов поступают в школы города, которых распределяют в классы по возрастным группам, а освоение школьной образовательной программы по возрасту ребёнку непосильно в виду языкового барьера и ряда других причин. Если ребёнок не знает русского языка, это означает только одно-в его семье не говорят на этом языке только потому, что его не знают. Семьям и детям-мигрантам приходится тратить долгие годы на адаптацию в новой языковой среде, преодолевая социальные и психологические трудности. Однако, оказавшись в непривычных, а порой и неблагоприятных условиях, дети-мигранты могут столкнуться с социальными, бытовыми, психологическими и другими трудностями. Самостоятельно ребёнок не в силах их преодолеть. Ему нужна помощь не только родителей, но и педагогов, психологов т.д.
Исследовав проблему адаптации и социализации детей-мигрантов, мы сделали вывод о том, что аналогичная ситуация свойственна не только нашему городу и округу, но и всем регионам России. Многочисленные видео и статьи служат тому подтверждением (https://tass.ru/obschestvo/11028815 -«В.В.Путин: доля детей-мигрантов в школах должна позволять адаптировать их к российской среде», https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-obucheniya-detey-migrantov -«Актуальные проблемы обучения детей-мигрантов», https://www.youtube.com/watch?v=HsWPspjoKrQ –«Дети-мигранты в образовательном процессе: проблемы и пути их решения», https://360tv.ru/tekst/obschestvo/deti-migrantov-stali-problemoj-v-rossii/-«Сложности адаптации»).
Занятия в Центре языковой культуры народов России позволят детям-мигрантам научиться читать и писать на русском языке, осознанно общаться с окружающими, преодолеть тревожность, справляться с эмоциями, овладевать правилами поведения в обществе, повысить качество успеваемости в школе, ставить перед собой задачи и находить правильные пути их решения. Проект направлен на повышение профессионального уровня педагогов и специалистов, осуществляющих языковую и социокультурную адаптацию детей-мигрантов, с учётом приоритетов государственной политики в сфере образования и концептуальных подходов к организации педагогической деятельности в области обучения, воспитания и социализации подрастающего поколения. Совместная работа и усилия детей, педагогов и родителей при подготовке, проведении занятий и мероприятий будет способствовать созданию доброжелательной и творческой атмосферы, взаимопониманию. Участие в экскурсиях, семинарах, мастер-классах позволит вовлечь семьи мигрантов с детьми, педагогов и общественность в совместную работу, что позволит получать удовлетворение от социально-значимой деятельности.
Разработка и апробация комплексной программы по культурной и языковой адаптации подразумевает одновременную работу с ребёнком и его родителями (законными представителями). Программа доступна, актуальна и универсальна.
Методическая база изучения русского языка, используемая сегодня при подготовке предметных уроков и внеурочных мероприятий, ориентирована на широко известные и изученные факты XX и прошлых веков. Наш проект берет за основу актуальные проблемы адаптации детей-мигрантов в новой языковой среде, укрепление атмосферы межнационального согласия и гражданского единства в обществе. Кроме содержательной теоретической части предлагаемых мероприятий проект основан на апробированном авторском материале (разработки занятий, тестов, мастер-классов, мероприятий, методик различного уровня и др.), которые позволят сформировать у учащихся образовательные, культурные и межэтнические связи.
Россия - многонациональная страна и наша задача не только помочь детям-мигрантам в преодолении языкового барьера, но и сделать все для того, чтобы они почувствовали себя «своими», а не чужим. Проект направлен на популяризацию русского языка и культуры народов России, укрепление атмосферы межнационального согласия и гражданского единства в обществе, воспитание патриотизм и чувства ответственности за будущее своей страны.
Цели
Создание условий для социальной, культурной и языковой адаптации и интеграции детей-мигрантов в новой языковой среде, укрепление атмосферы межнационального согласия и гражданского единства через создание Центра языковых культур народов России “СО-единение”
Задачи
1.Разработка информационно-методического материала для реализации проекта.
2. Создание материально-технической базы для проведения комплекса занятий
3. Работа Центра, организация и проведение мероприятий.
4. Популяризация результатов проекта
Команда
Планируемый охват детей-мигрантов (билингвов и инофонов) в возрасте от 6 до 17 лет, не владеющие или плохо владеющие русским языком, составляет 150-200 человек.
Планируемый охват родителей (законных представителей) детей-мигрантов- 100 человек
Около 50 % детей-мигрантов в возрасте от 6 до 17 лет обучающихся в школах города и их родителей, не владеющих или плохо владеющих русским языком, освоят Государственный образовательный стандарт общего образования на соответствующей ступени, научатся читать и писать на русском языке, понимать окружающих и адекватно оценивать ситуации, ставить перед собой задачи и находить правильные пути их решения, повысят уровень успеваемости в школе.
Языковой барьер участникам проекта помогут преодолеть учителя по русскому языку и литературе, логопеды, дефектологи, тревожность-психологи, барьеры в общении - педагоги-организаторы и волонтеры. Учителя истории и обществознания познакомят участников проекта с основами русской культуры и истории России. Мероприятия и мастер классы, проводимые партнерами и волонтёрами, будут способствовать сплочению многонационального народа, укреплению атмосферы межнационального согласия и гражданского единства в обществе, воспитанию патриотизма и чувства ответственности за будущее не только своей семьи, но и своей страны. Вовлечение во внеурочную деятельность поможет детям раскрыть свои творческие таланты и способствовать их занятости в свободное от уроков время. Социальные педагоги обеспечат профессиональное сопровождение семьи с детьми-мигрантами на протяжении всего периода обучения.