
Заявка одобрена
Статус присвоен: 15.11.2023
"Планета в лукошке"

Важное о проекте и регалии автора
География проекта
Целевые аудитории
Описание проекта
Проект направлен на трудовую адаптацию и инициацию трудовой деятельности в качестве подготовительного этапа для профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе с ментальными нарушениями посредством создания пространства для выращивания микрозелени с использованием инновационной технологии гидропоника. Гидропоника - это способ выращивания растений без почвы, при котором растение получает из раствора все необходимые питательные вещества в нужных количествах и точных пропорциях (что почти невозможно осуществить при почвенном выращивании). С помощью данного способа в рамках проекта будет создано пространство для выращивания микрозелени. Микрозелень – это проросшая зелень съедобных растений в фазе первых двух настоящих листочков. Такая зелень содержит в себе максимальное количество витаминов и микроэлементов, в десятки раз больше чем выросшая. Новизна проекта заключается в совокупности образовательных, коррекционных методов с использованием инновационной технологии гидропоника, которая является особым направлением трудовой адаптации и инициации трудовой деятельности в качестве подготовительного этапа для профориентации. Проект "Планета в лукошке" будет реализована на базе БУ ХМАО-Югры Няганский технологический колледж, при методической поддержки АНО Центр “Душевные люди”. В ходе реализации проекта будет создано пространство где разместиться несколько зон: 1. учебно-реабилитационная зона; 2. познавательно-прикладная зона. Зонирование пространства позволит создать постепенный переход от индивидуальной формы работы к работе в группах. Практическая значимость проекта состоит в реализации программы по формированию начальных профессиональных трудовых умений. В проекте примут участие не менее 50 детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе с ментальными нарушениями. Коррекционные методы работы трудотерапии с применением инновационной технологии гидропоника, используемой в проекте позволят улучшить навыки способствующие восстановлению социального опыта, возможности самостоятельного проживания; умения самостоятельности при ориентации во времени и пространстве, корректное отношение к миру природы, эмоционально-положительное отношение к ее объектам; навыки наблюдательности и логического мышления. Приоритетной формой работы являются индивидуальные практические занятия и занятия в малых группах не более 5 человек. Благополучатели проекта знакомятся и применяют на практике методы выращивания микрозелени с использованием инновационной технологии гидропоника. Основные направления реализации проекта: 1.выращивание микрозелени из семян различных овощных культур. Самые популярные в выращивании – салаты, редис, шпинат, руккола, капуста, горчица, свекла.; 2.изучние системы ухода и полива микрозелени. Использование собранного урожая на занятиях и мастер классах «поварское дело»; 3. посадка и сбор семян микрозелени. Комплекс реабилитационных мероприятий с использованием инновационной технологии гидропоника способствует улучшению восстановлению двигательной активности рук, мелкой моторики, координации точности и ловкости движений, привитие навыков ухода за растениями, чувства самостоятельности; повышение ответственности, уверенности в собственных силах. Проект будет постоянно действующим и после окончания гранта.
Обоснование социальной значимости
Проблема социально-трудовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе с ментальными нарушениями, относится к числу важнейших социально значимых проблем требующих своего решения в г. Нягань. По данным КОУ «Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» количество учащихся 160 детей из них 86 дети подросткового возраста от 10 до 18 дет https://internat-nyagan.gosuslugi.ru/nasha-shkola/o-shkole/. АНО Центр “Душевные люди” реализует проект по социальной реабилитации детей-инвалидов, который посещают более 18 детей-инвалидов подросткового возраста с ментальными нарушениями. В данном проекте я являюсь одним из членов команды проекта. Мое постоянное место работы социальный педагог в Няганском технологическом колледже. Я не понаслышке знаю, как сложно адаптироваться детям-инвалидам в социуме особенно когда они переходят на этап начального профессионального образования. Проект "Планета в лукошке" обеспечит равный доступ для трудовой реабилитации,что позволит легче приобрести профессиональные трудовые навыки, освоить культуру труда, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого ребенка. Социальная адаптация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья всегда была острой проблемой, поскольку у данной категории детей слабо сформированы трудовые навыки и мотивация к профессиональному развитию. Проект предусматривает комплекс мероприятий и условий, позволяющих адаптироваться детям на начальном профессиональном этапе: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь. Методы работы проекта с применением технологии гидропоника дают возможность эффективно проводить процесс трудовой реабилитации, раскрывают дополнительные возможности через взаимодействие с растительным миром. Для детей это уникальная возможность для саморазвития и общения с миром живой природы. Проект имеет познавательную и прикладную направленность, формирует дисциплину. Реализация проекта позволит сформировать правильную профессиональную ориентацию у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, привить им трудовые навыки, которые впоследствии смогли бы стать и возможной профессией.
Цели
Трудовая адаптация и инициация трудовой деятельности в качестве подготовительного этапа для профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе с ментальными нарушениями посредствам создания пространства для выращивания микрозелени с использованием инновационной технологии гидропоника.
Задачи
1. Сформировать начальные профессиональные трудовые навыки, культуру труда, содействовать в подготовке детей к самостоятельной жизни
2. Расширить знания о растительном мире и освоить инструменты для работы по технологии гидропоника
3. Развить познавательную активность, трудовой потенциал, коммуникативные навыки.
4. Сформировать умение следовать алгоритму выполнения работы, фиксировать изменения при работе и использовать результаты этой работы для собственного развития
Команда

Оксана Абраменкова

Елена Давлятгареева

Карина Долгова

Марина Ахметгалиева

Нина Мацкова

Александра Дорджиева

Комилджон Холматов

Виолетта Губарькова
Злата Устюжанина
1.Количество детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе с ментальными нарушениями - не менее 50 человек;
2.Количество специалистов 3 человека
3.Количество проведенный занятий не менее 140
4.Количество волонтеров задействованных проекте не менее 10 человек
1.у детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе с ментальными нарушениями сформировано понимания взаимосвязи природы и человека;
- 2.развиты самостоятельность и организованность при принятии решения;
- 3.сформированы начальные профессиональные трудовые навыки;
- 4.освоены основных техники работы по гидропоники;
- 5.ознакомлены выращивания микрозелени с использованием инновационной технологии гидропоника и освоено новое направление зеленого хозяйства;
- 6.улучшены основные моторные навыки, мышечной координации.