Заявка №78

Заявка одобрена

Статус присвоен: 15.11.2023

71
50

" Адаптация и социализация детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"

Конкурс:
Логотип
Грант Губернатора Югры для физических лиц 2023
Номинация:
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
Количество просмотров:
301
Собрано виртуального капитала
248 800 ₽
Собрано
368 258 ₽
Необходимо собрать
Основная информация Календарный план Бюджет 70 Проголосовали виртуальным капиталом
Краткая текстовая презентация проекта

Проект по созданию специальных условий инклюзивной среды для детей с РАС: психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС; реализация инновационных методов, ассистивных технологий и приемов оказания комплексной помощи детям с РАС при взаимодействии всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей,специалистов психолого-педагогической медико-социальной помощи, при взаимодействии с социальными партнерами, что способствует преодолению трудностей  детей с РАС в социальной адаптации и социализации, преодолению социальной исключенности семей, воспитывающих детей с РАС.

Файл с презентацией проекта
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
368 258 руб.
Размер гранта
368 258 руб.

География проекта

Ханты-Мансийский автономный округ, Октябрьский район, город Нягань

Целевые аудитории

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС); семьи, воспитывающие детей школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Описание проекта

Адаптация и социализация детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) - это проект по созданию специальных условий инклюзивной среды для детей с РАС.
Расстройство аутистического спектра характеризуется нарушениями в  основных областях – коммуникация, социальное взаимодействие. Посещение общеобразовательной школы становится довольно трудной задачей для ребенка, поскольку общение и социальное взаимодействие представляют собой значительную часть жизни в коллективе. Поэтому определение особых образовательных потребностей ребенка с РАС и разработка специального подхода, соответствующего этим потребностям, позволяет социально адаптировать такого ребенка в школе.
Детям с РАС необходимо намного больше времени на адаптацию, на освоение новых принципов, на изучение новых правил, на привыкание к новому месту и людям. Это долгий и постепенный процесс, требующий согласованных действий персонала и близких. 

В ходе проекта  дети с РАС -  ученики ресурсных классов (РК) в общеобразовательных школах получат специальную комплексную поддержку специалистов психологической службы МАОУ г.Нягани “НОШ №9”, обладающих высокими компетенциями в сфере оказания специальной коррекционной помощи. Поддержка будет включать:

 1) функциональную диагностику каждого ребенка для определения основных дефицитов;

 2) разработку и согласование с родителями индивидуальных планов коррекции поведения для  школы и для домашней обстановки с целью оказания максимального уровня поддержки в зависимости от конкретных особенностей;

 3) разработку рекомендаций по сопровождению детей во время обучения, на общешкольных и внеурочных мероприятиях для эффективного включения в среду сверстников с учетом поведенческих особенностей;

 4)супервизии в очном и дистанционном режиме для родителей с целью поддержки реализации планов коррекции в домашней обстановке;

5) дистанционные и очные мероприятия (вебинары,консультации) с целью организации качественного сопровождения детей с РАС вне школы, работы с поведенческими и сенсорными особенностями, а также распространения опыта на широкую аудиторию. В городе и в регионе будут организованы мероприятия в рамках информационной кампании "Месяц распространения информации об аутизме".

В рамках проекта запланированы системные комплексные развивающие занятия с детьми с РАС по различным коррекционным направлениям; курсы по повышению квалификации: прохождение 1-го модуля для специалистов по ABA (работа на основе поведенческого анализа), курсы по нейропсихологии.
Благодаря предлагаемому проекту дети с РАС получат комплексную поддержку с использованием прикладного анализа поведения -это снизит частоту и интенсивность сложных поведенческих проявлений, поможет развитию и восстановлению навыков социальной адаптации в детских коллективах, что даст возможность прохождению образовательной программы в стенах общеобразовательного учреждения, а не домашнего обучения. Такого рода социализация даст шанс на дальнейшую полноценную жизнь ребенка с РАС в обществе. Члены семей детей с РАС овладеют эффективными методиками работы с поведением и смогут организовать дополнительную поддержку своим детям в домашней обстановке.

Обоснование социальной значимости

По данным мониторинга АУ ДПО «Институт развития образования»  2020 года «Сведения о количестве семей, воспитывающих детей с РАС, получающих комплексную помощь" - количество семей в автономном округе, воспитывающих детей с РАС – 460. (https://iro86.ru/index.php/zhurnaly/metodicheskie-rekomendatsii-posobiya/metodicheskie-rekomendatsii-po-inklyuzivnomu-obrazovaniyu/2020-god1/458-okazanie-kompleksnoj-pomoshchi-detyam-s-rasstrojstvami-autisticheskogo-spektra-i-drugimi-mentalnymi-narusheniyami-pokazateli-po-okazaniyu-kompleksnoj-pomoshchi-detyam-s-rasstrojstvami-autisticheskogo-spektra-i-drugimi-mentalnymi-narusheniyami/file).

По данным ТПМПК г. Нягани, количество рекомендаций по обучению по  адаптированным основным образовательным программам для детей с РАС за последние три года имеет тенденцию к стойкому увеличению. Увеличение количества детей с РАС подтверждает и Аналитическая справка о численности детей с расстройствами аутистического спектра в субъектах Российской Федерации в 2022 году (https://autism-frc.ru/education/monitoring/1509).

 По данным Департамента социального развития ХМАО-Югры: в автономном округе на 1 января 2023 года проживает 1 730 353 человека, из них 60 890 человек с установленной инвалидностью, в том числе 7 466 детей-инвалидов (https://depsr.admhmao.ru/koordinatsionnye-i-soveshchatelnye-organy-/rabochaya-gruppy-po-upravleniyu-sistemoy-kompleksnoy-reabilitatsii-i-abilitatsii-invalidov-v-tom-chi/informatsiya-o-zasedaniyakh/may-2023-god/8887051/otsenka-khmao-yugra-za-2022-god/) . Расстройства аутистического спектра (РАС) относятся к нарушениям с высокой степенью распространения: дети с РАС имеют не только статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и статус ребенка-инвалида. Задачи проекта “ Адаптация и социализация детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) коррелируются с задачами Концепции развития комплексной системы реабилитации, абилитации и комплексного сопровождения инвалидов, детей-инвалидов, в том числе  людей с ментальной инвалидностью, а также ранней помощью и сопровождаемого проживания в ХМАО-Югре на период до 2025 года:  устранение или возможно более полной компенсации ограничений  жизнедеятельности лиц с инвалидностью  с целью социальной адаптации и полноценной интеграции в общество с учетом потребностей, степени ограничения жизнедеятельности и реабилитационного потенциала. 

Расстройства аутистического спектра (РАС) - расстройства, возникающие вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующиеся выраженным дефицитом социального взаимодействия и общения. Детям с РАС необходимо намного больше времени на адаптацию, на освоение новых принципов, на изучение новых правил, на привыкание к новому месту и людям. В настоящее время не существует единой концепции патогенеза РАС. Специфика нарушений при РАС такова, что регулярность коррекционных развивающих занятий дает значительные прогрессы, в связи с чем обязательна! Министерство здравоохранения РФ в письме от 01.04.2019 указывает, что наиболее эффективным способом коррекции расстройств аутистического спектра является психолого-педагогическая коррекция, направленная на социальную адаптацию ребенка и его последующую интеграцию в общество. Дети с особенностями могут и любят учиться и приобретать навыки, необходимые для независимой и самостоятельной жизни.

Данный проект направлен на социальную адаптацию и поддержку детей с РАС, преодолению социальной исключенности семей, воспитывающих детей с РАС.

Цели

Создание инклюзивного пространства, способного предоставить и обеспечить социальное развитие и адаптацию детей с расстройствами аутистического спектра; интеграция семьи и ребенка с РАС в общество.

Задачи

Задачи: 

1.Обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с  расстройствами аутистического спектра.

  2.Повысить качество жизни семей с детьми с РАС .

 3.Повысить родительскую компетентность в вопросах развития ребенка  с РАС.

 4.Социализировать детей с РАС и интегрировать их в общество, преодолеть социальную исключенность семей, воспитывающих детей с РАС.

5. Оснастить  учреждение специализированным оборудованием для организации коррекционно-образовательного процесса с учетом особенностей развития детей с РАС. 

Результат реализации проекта

100% положительная динамика социально-психологической адаптации учащихся с РАС; у детей с РАС повысился уровень устойчивости социальных контактов, взаимодействия с одноклассниками, с учителем; устойчивая положительная динамика эмоционально-личностного развития детей с РАС; у всех учащихся с РАС 100% успеваемость по всем предметам, положительная динамика качества усвоения адаптированной программы; 100% учащиеся с РАС включены во внеурочную деятельность;100% по результатам внешней оценки родителей , в школе создан благоприятный психологический климат; условия создания инклюзивной среды родителями учащихся оценены на высоком уровне.

Команда

Ожидаемые количественные результаты проекта
  • - У 100% учащихся с РАС  положительная динамика социально-психологической адаптации.
  • -  100% учащихся с РАС включены во внеурочную деятельность.
  • - Условия создания инклюзивной среды родителями детей с РАС оценены на высоком уровне.
  • - 100% по результатам внешней оценки родителей , в школе создан благоприятный психологический климат.
  • -  У родителей учащихся с РАС  стабилизация эмоционального состояния.

- Повышение психолого-педагогической компетентности, как родителей, так и педагогов.

 

  •  


 

  •  


 

Ожидаемые качественные результаты проекта

В школе создано эффективное инклюзивное пространство с учетом особенностей  детей с РАС, созданы специальные  условия для детей с РАС, оказывается помощь и поддержка детей с РАС и их родителей.

Устойчивая положительная динамика эмоционально-личностного развития детей с РАС; повышение уровня устойчивости их социальных контактов, взаимодействия с одноклассниками, с учителем.

Дети с РАС имеют достижения в школьных, городских, региональных конкурсах и олимпиадах.

Календарный план

01.04.2024 - 01.08.2024
1 этап
Подготовительный

1. Подготовка и проведение встреч с представителями родительской общественности: организация целевых ознакомительных выездов в ресурсный центр для представителей родительской общественности и представителей ОУ, ознакомление с опытом организации ресурсных классов для детей с РАС; информационное сопровождение. 2. Разработка нормативно-правовой базы инклюзивного образования. 3. Повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов сопровождения, работающих с детьми с РАС: организация и проведение курсовой подготовки по обучению детей с РАС; организация и проведение серии обучающих семинаров для педагогов и специалистов образовательной организации по вопросам обучения и воспитания детей с РАС. 4. Подготовка материально-технической базы к обучению детей с РАС: формирование базы диагностического инструментария по определению функциональных дефицитов детей с РАС; создание специальных условий для коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС. 5. Разработка системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-коммуникативного направлений деятельности.

02.08.2024 - 21.02.2025
2 этап
Практический

1.Организация безопасной инклюзивной среды. 2. Организация социокультурного пространства. 3. Реализация комплексного психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ, в том числе с РАС. 4.Реализация курсов внеурочной деятельности по обогащению знаний о социальном и природном мире. 5.Реализация развивающей программ «Быть в мире с самим с собой и с другими», направленную на раскрытие сильных сторон личности каждого ребенка с РАС. 6.Реализация развивающей программы «Мы вместе», направленную на духовно-нравственное развитие детей с РАС. 7. Реализация программы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. 8.Реализация программы социально-бытовой ориентировки детей с РАС. 9. Реализация программы поддержки семей детей с РАС. 10.Трансляция опыта реализации проекта через вебинары, стажировочные площадки по актуальным вопросам реализации адаптации и социализации ребенка с РАС.

21.02.2025 - 27.02.2025
3 этап
Контрольно-аналитический

Мониторинговые исследования эффективности реализации проекта: наличие положительной динамики социально-психологической адаптации детей с РАС. Диагностическая и валеологическая помощь семье обучающегося с РАС. Повышение уровня толерантности и терпимости всех субъектов инклюзивной среды.

Бюджет

368 258 ₽

Общая запрашиваемая сумма

Бюджет проекта «" Адаптация и социализация детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"»

Оплата товаров, работ и услуг

Категория Стоимость
единицы
Кол-во
единиц
Общая
стоимость, ₽
Сумма
софинансирования, ₽
Запрашиваемая
сумма, Р
Комментарии
Набор для детей с аутизмом 323 680 1 323 680 0 323 680 Развивающий «Набор для детей с аутизмом». Данный набор представлен специально разработанными устройствами и профессиональным инструментарием для развивающих занятий с детьми с РАС.

Прочие расходы, непосредственно связанные с реализацией мероприятий проекта (например "Комиссия банка")

Категория Стоимость
единицы
Кол-во
единиц
Общая
стоимость, ₽
Сумма
софинансирования, ₽
Запрашиваемая
сумма, Р
Комментарии
Электронная подпись 2 500 1 2 500 0 2 500

Налоги

Категория Стоимость
единицы
Кол-во
единиц
Общая
стоимость, ₽
Сумма
софинансирования, ₽
Запрашиваемая
сумма, Р
Комментарии
Подоходный налог 13% 42 078 1 42 078 0 42 078
`