Заявка одобрена
Статус присвоен: 15.11.2023
" Адаптация и социализация детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"
Проект по созданию специальных условий инклюзивной среды для детей с РАС: психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС; реализация инновационных методов, ассистивных технологий и приемов оказания комплексной помощи детям с РАС при взаимодействии всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей,специалистов психолого-педагогической медико-социальной помощи, при взаимодействии с социальными партнерами, что способствует преодолению трудностей детей с РАС в социальной адаптации и социализации, преодолению социальной исключенности семей, воспитывающих детей с РАС.
География проекта
Целевые аудитории
Описание проекта
Адаптация и социализация детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) - это проект по созданию специальных условий инклюзивной среды для детей с РАС.
Расстройство аутистического спектра характеризуется нарушениями в основных областях – коммуникация, социальное взаимодействие. Посещение общеобразовательной школы становится довольно трудной задачей для ребенка, поскольку общение и социальное взаимодействие представляют собой значительную часть жизни в коллективе. Поэтому определение особых образовательных потребностей ребенка с РАС и разработка специального подхода, соответствующего этим потребностям, позволяет социально адаптировать такого ребенка в школе.
Детям с РАС необходимо намного больше времени на адаптацию, на освоение новых принципов, на изучение новых правил, на привыкание к новому месту и людям. Это долгий и постепенный процесс, требующий согласованных действий персонала и близких.
В ходе проекта дети с РАС - ученики ресурсных классов (РК) в общеобразовательных школах получат специальную комплексную поддержку специалистов психологической службы МАОУ г.Нягани “НОШ №9”, обладающих высокими компетенциями в сфере оказания специальной коррекционной помощи. Поддержка будет включать:
1) функциональную диагностику каждого ребенка для определения основных дефицитов;
2) разработку и согласование с родителями индивидуальных планов коррекции поведения для школы и для домашней обстановки с целью оказания максимального уровня поддержки в зависимости от конкретных особенностей;
3) разработку рекомендаций по сопровождению детей во время обучения, на общешкольных и внеурочных мероприятиях для эффективного включения в среду сверстников с учетом поведенческих особенностей;
4)супервизии в очном и дистанционном режиме для родителей с целью поддержки реализации планов коррекции в домашней обстановке;
5) дистанционные и очные мероприятия (вебинары,консультации) с целью организации качественного сопровождения детей с РАС вне школы, работы с поведенческими и сенсорными особенностями, а также распространения опыта на широкую аудиторию. В городе и в регионе будут организованы мероприятия в рамках информационной кампании "Месяц распространения информации об аутизме".
В рамках проекта запланированы системные комплексные развивающие занятия с детьми с РАС по различным коррекционным направлениям; курсы по повышению квалификации: прохождение 1-го модуля для специалистов по ABA (работа на основе поведенческого анализа), курсы по нейропсихологии.
Благодаря предлагаемому проекту дети с РАС получат комплексную поддержку с использованием прикладного анализа поведения -это снизит частоту и интенсивность сложных поведенческих проявлений, поможет развитию и восстановлению навыков социальной адаптации в детских коллективах, что даст возможность прохождению образовательной программы в стенах общеобразовательного учреждения, а не домашнего обучения. Такого рода социализация даст шанс на дальнейшую полноценную жизнь ребенка с РАС в обществе. Члены семей детей с РАС овладеют эффективными методиками работы с поведением и смогут организовать дополнительную поддержку своим детям в домашней обстановке.
Обоснование социальной значимости
По данным мониторинга АУ ДПО «Институт развития образования» 2020 года «Сведения о количестве семей, воспитывающих детей с РАС, получающих комплексную помощь" - количество семей в автономном округе, воспитывающих детей с РАС – 460. (https://iro86.ru/index.php/zhurnaly/metodicheskie-rekomendatsii-posobiya/metodicheskie-rekomendatsii-po-inklyuzivnomu-obrazovaniyu/2020-god1/458-okazanie-kompleksnoj-pomoshchi-detyam-s-rasstrojstvami-autisticheskogo-spektra-i-drugimi-mentalnymi-narusheniyami-pokazateli-po-okazaniyu-kompleksnoj-pomoshchi-detyam-s-rasstrojstvami-autisticheskogo-spektra-i-drugimi-mentalnymi-narusheniyami/file).
По данным ТПМПК г. Нягани, количество рекомендаций по обучению по адаптированным основным образовательным программам для детей с РАС за последние три года имеет тенденцию к стойкому увеличению. Увеличение количества детей с РАС подтверждает и Аналитическая справка о численности детей с расстройствами аутистического спектра в субъектах Российской Федерации в 2022 году (https://autism-frc.ru/education/monitoring/1509).
По данным Департамента социального развития ХМАО-Югры: в автономном округе на 1 января 2023 года проживает 1 730 353 человека, из них 60 890 человек с установленной инвалидностью, в том числе 7 466 детей-инвалидов (https://depsr.admhmao.ru/koordinatsionnye-i-soveshchatelnye-organy-/rabochaya-gruppy-po-upravleniyu-sistemoy-kompleksnoy-reabilitatsii-i-abilitatsii-invalidov-v-tom-chi/informatsiya-o-zasedaniyakh/may-2023-god/8887051/otsenka-khmao-yugra-za-2022-god/) . Расстройства аутистического спектра (РАС) относятся к нарушениям с высокой степенью распространения: дети с РАС имеют не только статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и статус ребенка-инвалида. Задачи проекта “ Адаптация и социализация детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) коррелируются с задачами Концепции развития комплексной системы реабилитации, абилитации и комплексного сопровождения инвалидов, детей-инвалидов, в том числе людей с ментальной инвалидностью, а также ранней помощью и сопровождаемого проживания в ХМАО-Югре на период до 2025 года: устранение или возможно более полной компенсации ограничений жизнедеятельности лиц с инвалидностью с целью социальной адаптации и полноценной интеграции в общество с учетом потребностей, степени ограничения жизнедеятельности и реабилитационного потенциала.
Расстройства аутистического спектра (РАС) - расстройства, возникающие вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующиеся выраженным дефицитом социального взаимодействия и общения. Детям с РАС необходимо намного больше времени на адаптацию, на освоение новых принципов, на изучение новых правил, на привыкание к новому месту и людям. В настоящее время не существует единой концепции патогенеза РАС. Специфика нарушений при РАС такова, что регулярность коррекционных развивающих занятий дает значительные прогрессы, в связи с чем обязательна! Министерство здравоохранения РФ в письме от 01.04.2019 указывает, что наиболее эффективным способом коррекции расстройств аутистического спектра является психолого-педагогическая коррекция, направленная на социальную адаптацию ребенка и его последующую интеграцию в общество. Дети с особенностями могут и любят учиться и приобретать навыки, необходимые для независимой и самостоятельной жизни.
Данный проект направлен на социальную адаптацию и поддержку детей с РАС, преодолению социальной исключенности семей, воспитывающих детей с РАС.
Цели
Создание инклюзивного пространства, способного предоставить и обеспечить социальное развитие и адаптацию детей с расстройствами аутистического спектра; интеграция семьи и ребенка с РАС в общество.
Задачи
Задачи:
1.Обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра.
2.Повысить качество жизни семей с детьми с РАС .
3.Повысить родительскую компетентность в вопросах развития ребенка с РАС.
4.Социализировать детей с РАС и интегрировать их в общество, преодолеть социальную исключенность семей, воспитывающих детей с РАС.
5. Оснастить учреждение специализированным оборудованием для организации коррекционно-образовательного процесса с учетом особенностей развития детей с РАС.
Результат реализации проекта
Подтверждающие документы
Команда
- - У 100% учащихся с РАС положительная динамика социально-психологической адаптации.
- - 100% учащихся с РАС включены во внеурочную деятельность.
- - Условия создания инклюзивной среды родителями детей с РАС оценены на высоком уровне.
- - 100% по результатам внешней оценки родителей , в школе создан благоприятный психологический климат.
- - У родителей учащихся с РАС стабилизация эмоционального состояния.
- Повышение психолого-педагогической компетентности, как родителей, так и педагогов.
В школе создано эффективное инклюзивное пространство с учетом особенностей детей с РАС, созданы специальные условия для детей с РАС, оказывается помощь и поддержка детей с РАС и их родителей.
Устойчивая положительная динамика эмоционально-личностного развития детей с РАС; повышение уровня устойчивости их социальных контактов, взаимодействия с одноклассниками, с учителем.
Дети с РАС имеют достижения в школьных, городских, региональных конкурсах и олимпиадах.
Календарный план
Бюджет
368 258 ₽
Бюджет проекта «" Адаптация и социализация детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"»
Оплата товаров, работ и услуг
Категория | Стоимость единицы |
Кол-во единиц |
Общая стоимость, ₽ |
Сумма софинансирования, ₽ |
Запрашиваемая сумма, Р |
Комментарии |
Набор для детей с аутизмом | 323 680 | 1 | 323 680 | 0 | 323 680 | Развивающий «Набор для детей с аутизмом». Данный набор представлен специально разработанными устройствами и профессиональным инструментарием для развивающих занятий с детьми с РАС. |
Прочие расходы, непосредственно связанные с реализацией мероприятий проекта (например "Комиссия банка")
Категория | Стоимость единицы |
Кол-во единиц |
Общая стоимость, ₽ |
Сумма софинансирования, ₽ |
Запрашиваемая сумма, Р |
Комментарии |
Электронная подпись | 2 500 | 1 | 2 500 | 0 | 2 500 |
Налоги
Категория | Стоимость единицы |
Кол-во единиц |
Общая стоимость, ₽ |
Сумма софинансирования, ₽ |
Запрашиваемая сумма, Р |
Комментарии |
Подоходный налог 13% | 42 078 | 1 | 42 078 | 0 | 42 078 |