Заявка №79

Заявка одобрена

Статус присвоен: 16.08.2024

Конкурс:
Логотип
Конкурс IT 2024 на предоставление гранта в области информационных технологий
Номинация:
Робототехника и сенсорика
Количество просмотров:
27
Муниципальное образование
Ханты-Мансийский район
Населенный пункт

Ханты-Мансийск

Название ИТ-продукта

Действующий прототип беспилотного надводного аппарата "Хап"

Описание ИТ-продукта

В настоящее время активно развиваются разнообразные беспилотные системы. Всевозможные летающие беспилотники уже стали обыденностью. Более половины всех авиационных работ, выполняемых беспилотными авиационными комплексами, проводиться на территории ХМАО и ЯНАО. В Москве и Татарстане развивается беспилотный наземный транспорт. Ведутся работы по созданию и эксплуатации морских подводных и подводных аппаратов. Однако проектов по развитию надводных беспилотников для внутренних вод немного. Не стоит забывать, что Россия занимает 2 место в мире по общей протяжённости внутренних водных путей. Протяженность судоходных путей в ХМАО – 5,6 тыс. км, в то время как суммарная протяженность автомобильных дорог общего пользования межмуниципального, регионального и федерального значения границах автономного округа – всего около 3,1 тыс. км. Развитие надводного беспилотного транспорта в Югре выглядит перспективно. Несмотря на сезонность и зависимость от уровня воды, плавающие беспилотники смогут хорошо дополнять беспилотники летающие, особенно в части доставки тяжелых грузов.

Кроме транспортной функции беспилотные надводные аппараты (БНА) способны выполнять уникальные задачи, например такие как:

1. Выполнение вспомогательных операций для обеспечения судоходства.

2. Аварийно-спасательные работы.

3. Мониторинг водных ресурсов.

4. Экологический мониторинг.

5. Мониторинг прибрежной инфраструктуры и подводных коммуникаций.

6. Поиск затонувших объектов.

И др.

В рамках настоящего проекта предполагается создать действующий прототип БНА, который автономно, или в режиме дистанционного управления, будет способен собирать информацию о дне водоема. В качестве основного инструмента изучения дна планируется применить эхолокатор бокового обзора, с помощью которого можно собрать информацию для получения:

1. Карты глубин

2. Структурной карты дна.

3. Карты твердости дна.

4. Трехмерного рельефа дна.

Краткий план реализации проекта (предварительный):

1. Ноябрь 2024 – Январь 2025 – проектирование прототипа БНА.

2. Январь 2025 – Апрель 2025 – постройка прототипа БНА.

3. Май 2024 – ходовые испытания.*

4. Июнь 2024 – Сентябрь 2025 – сбор информации.**

5. Октябрь 2024 – Ноябрь 2025 – обработка, систематизация и анализ полученных данных.

6. Декабрь 2025 – подготовка отчета о завершении испытаний прототипа.***

* – без сбора информации о дне.

** – предполагается охват порядка 15-20 кв.км водных объектов (малых рек и озер) Ханты-Мансийского р-на.

*** – отчет будет предоставлен в потенциально заинтересованные структуры и ведомства.

Реализация проекта позволит:

1. Получить необходимые компетенции для получения и обработки данных о дне водоема.

2. Достичь высокой степени автоматизации процессов по сбору данных.

3. Отработать системы автономного и дистанционного управления.

4. Получить опыт по разработке и производству механических элементов БНА.

5. Собрать, систематизировать и проанализировать данные по всем этапам работы над прототипом для подготовки серийной продукции в будущем.

6. Сформировать команду для дальнейшего развития проекта.

Данный проект можно считать первой стадией большого плана развития производства БНА в Югре. На первой стадии проект будет реализовываться силами одного человека. С технической точки зрения для реализации имеется практически все: и опыт (суммарно: 2 года работы с БПЛА, 3 года в производстве, 7 лет в прототипировании, 10 лет использования систем автоматизированного проектирования), и оборудование (токарный и фрезерный станки, фрезерный станок с ЧПУ, прессовое оборудование, электрический и ручной инструмент и т.д.).

Информация о команде
Портфолио команды
Ожидаемый результат (промо)
Дополнительные материалы
`