Заявка одобрена
Статус присвоен: 16.08.2024
Ханты-Мансийск
Действующий прототип беспилотного надводного аппарата "Хап"
В настоящее время активно развиваются разнообразные беспилотные системы. Всевозможные летающие беспилотники уже стали обыденностью. Более половины всех авиационных работ, выполняемых беспилотными авиационными комплексами, проводиться на территории ХМАО и ЯНАО. В Москве и Татарстане развивается беспилотный наземный транспорт. Ведутся работы по созданию и эксплуатации морских подводных и подводных аппаратов. Однако проектов по развитию надводных беспилотников для внутренних вод немного. Не стоит забывать, что Россия занимает 2 место в мире по общей протяжённости внутренних водных путей. Протяженность судоходных путей в ХМАО – 5,6 тыс. км, в то время как суммарная протяженность автомобильных дорог общего пользования межмуниципального, регионального и федерального значения границах автономного округа – всего около 3,1 тыс. км. Развитие надводного беспилотного транспорта в Югре выглядит перспективно. Несмотря на сезонность и зависимость от уровня воды, плавающие беспилотники смогут хорошо дополнять беспилотники летающие, особенно в части доставки тяжелых грузов.
Кроме транспортной функции беспилотные надводные аппараты (БНА) способны выполнять уникальные задачи, например такие как:
1. Выполнение вспомогательных операций для обеспечения судоходства.
2. Аварийно-спасательные работы.
3. Мониторинг водных ресурсов.
4. Экологический мониторинг.
5. Мониторинг прибрежной инфраструктуры и подводных коммуникаций.
6. Поиск затонувших объектов.
И др.
В рамках настоящего проекта предполагается создать действующий прототип БНА, который автономно, или в режиме дистанционного управления, будет способен собирать информацию о дне водоема. В качестве основного инструмента изучения дна планируется применить эхолокатор бокового обзора, с помощью которого можно собрать информацию для получения:
1. Карты глубин
2. Структурной карты дна.
3. Карты твердости дна.
4. Трехмерного рельефа дна.
Краткий план реализации проекта (предварительный):
1. Ноябрь 2024 – Январь 2025 – проектирование прототипа БНА.
2. Январь 2025 – Апрель 2025 – постройка прототипа БНА.
3. Май 2024 – ходовые испытания.*
4. Июнь 2024 – Сентябрь 2025 – сбор информации.**
5. Октябрь 2024 – Ноябрь 2025 – обработка, систематизация и анализ полученных данных.
6. Декабрь 2025 – подготовка отчета о завершении испытаний прототипа.***
* – без сбора информации о дне.
** – предполагается охват порядка 15-20 кв.км водных объектов (малых рек и озер) Ханты-Мансийского р-на.
*** – отчет будет предоставлен в потенциально заинтересованные структуры и ведомства.
Реализация проекта позволит:
1. Получить необходимые компетенции для получения и обработки данных о дне водоема.
2. Достичь высокой степени автоматизации процессов по сбору данных.
3. Отработать системы автономного и дистанционного управления.
4. Получить опыт по разработке и производству механических элементов БНА.
5. Собрать, систематизировать и проанализировать данные по всем этапам работы над прототипом для подготовки серийной продукции в будущем.
6. Сформировать команду для дальнейшего развития проекта.
Данный проект можно считать первой стадией большого плана развития производства БНА в Югре. На первой стадии проект будет реализовываться силами одного человека. С технической точки зрения для реализации имеется практически все: и опыт (суммарно: 2 года работы с БПЛА, 3 года в производстве, 7 лет в прототипировании, 10 лет использования систем автоматизированного проектирования), и оборудование (токарный и фрезерный станки, фрезерный станок с ЧПУ, прессовое оборудование, электрический и ручной инструмент и т.д.).