Заявка №200

Заявка одобрена

Статус присвоен: 03.10.2023

125

Интернет-центр шахматного образования

Конкурс:
Логотип
Конкурс социально значимых проектов и успешных гражданских практик «Премия «Признание»
Номинация:
«Социальная звезда»
Количество просмотров:
291
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
1 393 588 руб.
Размер гранта
603 308 руб.
Cофинансирование
790 280 руб.

Проект реализует:

География проекта

Наш проект "Интернет-центр шахматного образования" запущен в трёх детских садах города Урай, 10 садах города Макеевка (ДНР). Апробируется в Усть-Кутском районе Иркутской области, Советском и Кондинском районах ХМАО-Югры

Целевые аудитории

Воспитатели дошкольных учреждений и дети воспитанник данных учреждений в возрасте от 5 до 7 лет в том числе и с ОВЗ

Описание проекта

Интернет-центр шахматного образования - проект по организации обучения навыкам шахматной игры для педагогов в дистанционном формате. Данный проект вошёл в 12 лучших идей регионального этапа Всероссийского форума «Сильные идеи для нового времени» и вышел в полуфинал Международной премии #МЫВМЕСТЕ. Теорию воспитатели образовательных учреждений изучили на курсах повышения квалификации «Методика преподавания шахмат с использованием интернет-технологий» на основе программы 1-го года обучения федерального курса И.Г.Сухина «Шахматы - школе» - первая часть практики. Курсы проведены при поддержке Федерации шахмат – Югры и фонда «Центр гражданских инициатив». Обучено 43 педагога Макеевки – 72 часа, 100 педагогов Югры - 36 часов и 50 педагогов Югры – 144 часа, так же были и другие регионы России – Иркутска область – 3 педагога, Омск – 2 педагога, Волгоград – 2 педагога и другие. Всего более 300 педагогов получили новые знания. Во второй части предлагаем онлайн курс «Азы шахмат для дошколят». В рамках курса воспитатели в течение учебного года будут вести шахматы в своих группах посредством трансляции готовых видео-уроков и практической отработки заданий по ходу занятия. Новизна проекта заключается в использовании ИКТ технологий (видео-уроки на обучающей платформе) при обучении детей азам шахматной игры. Индивидуально-ориентированный подход к каждому ребенку осуществляется путем подбора заданий разного уровня сложности, что тоже является отличительной особенностью образовательной программы. Формы взаимодействия с дошкольниками являются занимательными, нестандартными, требующие творческого подхода. Игры, игровые упражнения, задачи программы одновременно развивают оба полушария ученика: левое, ответственное за развитие логического мышления, и правое, ответственное за развитие творческого мышления. Программа обучения построена от простого к сложному, начинается с изучением шахматной доски (первый модуль) до игры всеми фигурами (седьмой модуль), всего 36 уроков расчитанных на весь учебный год, по одному уроку в неделю. «Шахматное образование» – это процесс и результат обучения, воспитания и развития посредством шахматной игры. И. Г. Сухин (2019) в своих публикациях обосновывает, что шахматное образование в детском саду и начальной школе - это не подготовка спортивных кадров и достижение высоких результатов в шахматном спорте, и педагог не-обязательно должен владеть в совершенстве шахматной теорией. В концепции И. Г. Сухина педагог использует шахматную игру или ее отдельные элементы в качестве дидактического материала для развития и воспитания ребенка. Более того, для предотвращения психологического дискомфорта спортивная составляющая на первом году обучения полностью исключена в этом подходе. Учитель начальной школы должен использовать специальные здоровьесберегающие методики обучения шахматам. Базовое научно-обоснованное целеполагание практики и образовательной программы ориентировано на решение фундаментальных задач, стоящих перед системой образования, соответствующих требованиям ФГОС дошкольного образования и ФОП ДО.

Обоснование социальной значимости

Актуальность и значимость проекта заключается в социальном заказе детей, родителей и общественности на организацию полноценного, здорового и безопасного досуга, создание комфортных условий для развития личности и успешной социализации детей. Шахматы развивают логико - математический интеллект. Занятия шахматами тренируют память, концентрацию, логику и многое другое, что является успешной профилактикой трудностей детей с освоением школьной программы. Уникальность проекта заключается в сочетании форматов «профессионал-начинающим», «начинающие-детям» и «дети-детям». Практическая значимость проекта может оцениваться с двух позиций: - Инновационный эффект достигается за счет подготовки специалистов с применением современных отечественных технологий в дополнительном образовании, в реализации эффективной системы обобщения и распространения опыта шахматного образования не только в Урае, но и в других регионах России. - Социальный эффект проекта заключается в том, что среди родителей детей вырастет число семей, способных к сохранению и развитию статуса своей семьи, способных к развивающему взаимодействию со своим ребенком, владеющих способами семейного воспитания, соответствующими особым образовательным потребностям их детей, занимающих конструктивную позицию.

Цели

Первоначально цели проекта были через формат совместного обучения игре в шахматы обучить не менее 100 детей, развить их навыки мышления, комплекс психоэмоциональных качеств (память, воображение, умение концентрироваться, анализировать ситуацию), которые им помогут достигать успехов в других сферах обучения и творчества.

  • Организовать участие на серии вебинаров «Методика преподавания шахмат для школьников и дошкольников с использованием интернет-технологий» не менее 10 воспитателям - участникам проекта, но мы давно перешагнули эту планку. Только в Макеевке, на сегодняшний день, охват шахматным образованием более 100 детей.

Задачи

Подготовка к организации процесса обучения дошкольников азам шахматной игры (составление расписания, закупка оборудования, заключение необходимых договоров) в детских образовательных учреждениях. Подготовка педагогических кадров к процессу обучения дошкольников азам шахматной игры. Реализация проекта "Интернет-центр шахтного образования". Мониторинг полученных шахматных знаний у детей через участие в конкурсе решения шахматных задач. Подведение итогов проекта и отчетность.

Результат реализации проекта

Проект направлен не только на освоение детьми азов шахматной игры, но на приобретение новых компетенций педагогами. Содержанием проекта является ознакомление воспитателей с методикой преподавания шахмат для детей 5-7 лет по программе 1-го года обучения федерального курса И.Г.Сухина «Шахматы - школе». Для изучения теории участникам проекта была предложена серия вебинаров «Методика преподавания шахмат для школьников и дошкольников с использованием интернет-технологий». Практика же осуществлялась с помощью 36-х видеоуроков для дошкольников, которые подготовила учитель шахмат В.В.Акишина – ведущий специалист шахматного образования ХМАО-Югры. Воспитатели в первом полугодии 2023 -2024 уч.года дважды в неделю в своих группах проводили эти видеоуроки и во время занятий выполняли с детьми задания. Итого 151 дошкольников освоили в игровой форме азы шахмат и готовы участвовать в детских турнирах. Через обучение шахматной игре раскрылся интеллектуальный потенциал детей, у них сформировалось системное стратегическое мышление, усилились память, концентрация внимания, креативность, о чем свидетельствует высокая результативность участия детей в итоговом онлайн – конкурсе решения шахматных задач «Новый год в сказочном лесу». Полностью обеспечены шахматным инвентарём (демонстрационные доски и наборы игровых шахмат), учебниками и методичками 10 детсадов г. Макеевки и Детсад №12 г.Урай. В этих детсадах в рамках проекта прошли качественную методическую подготовку (теоретическую и практическую) и готовы к дальнейшей самостоятельной работе по преподаванию шахмат 23 педагога.

Команда

Партнеры проекта

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА МАКЕЕВКИ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ясли-сад № 29 общеразвивающего типа города Макеевки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ясли-сад № 30 общеразвивающего типа города Макеевки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ясли-сад № 37 общеразвивающего типа города Макеевки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ясли-сад № 60 общеразвивающего типа города Макеевки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ясли-сад № 64 общеобразовательного типа города Макеевки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ясли-сад № 137 общеразвивающего типа города Макеевки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ясли-сад № 141 общеразвивающего типа города Макеевки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ясли-сад № 143 общеразвивающего типа города Макеевки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ясли-сад № 161 общеразвивающего типа города Макеевки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ясли-сад №186 общеразвивающего типа города Макеевки»

РОО "Федерация шахмат-Югры"

МБДОУ "Детский сад №12" город Урай

АНО ЦДПО "Веста" город Сургут

Количественные и качественные результаты

Обучено 43 педагога Макеевки – 72 часа, 100 педагогов Югры - 36 часов и 50 педагогов Югры – 144 часа, так же были и другие регионы России – Иркутска область – 3 педагога, Омск – 2 педагога, Волгоград – 2.

В данный момент в проекте участвуют 156 детей (это только данные из городов Урай и Макеевка)

Дошкольников освоят в игровой форме азы шахмат и будут готовы участвовать в детских турнирах. Шахматы раскрывают интеллектуальный потенциал, формируют системное стратегическое мышление, развивают память, концентрацию внимания, креативность. Дети, регулярно занимающиеся шахматами, учатся в школе лучше своих сверстников, показывают высокие результаты на предметных олимпиадах, делают успешную карьеру. По статистике - до 30% детей, освоивших шахматы в раннем возрасте, переходят в спорт.

По окончании реализации проекта каждый воспитатель овладеет новыми профессиональными компетенциями и сможет в дальнейшем обучать детей в своих группах самостоятельно. Созданный в мессенджере чат для участников проекта будет продолжать функционировать с целью методического и информационного сопровождения «Сообщества преподавателей шахмат г.Макееви». В дальнейшем все педагоги со своими воспитанниками будут приглашаться к участию в проводимых нами онлайн – мероприятиях в рамках работы «Интернет – центра шахматного образования»: интернет – конкурсы решения шахматных задач, методические вебинары, судейские семинары, выпуск методических сборников и пр.

Ссылки на размещенную информацию о проекте (при наличии)

https://t.me/Novosti_Makeevka/46191?single

https://t.me/minobrnauki_dnr/7088

https://vk.com/wall-161357978_8070

https://vk.com/wall-112870481_15526

https://vk.com/wall-172840569_6451

https://dobro.press/blogi/urai-makeevka-shahmaty-sblizhaut

https://elkanko.ru/news/urai-makeevka-saxmaty-sblizaiut

https://vk.com/wall-63159149_38541

https://vk.com/wall-161357978_8165

https://vk.com/wall644080235_1377

https://t.me/TK_Union/38244

Письма поддержки, соглашения о сотрудничестве и иные аналогичные документы связанные с проектом при наличии (приложить)
Форма заявки для негосударственной некоммерческой организации <a href="https://rcnko.bitrix24.ru/~sa8fc"><b>Скачать форму</b></a>
Прилагаемые документы на участника Конкурса (письменное согласие потенциального участника Конкурса, протокол решения о его выдвижении) ЗАПОЛНЯЕТСЯ СУБЪЕКТОМ ХОДАТАЙСТВА
`