Подробнее
Направления проекта
География проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
1 393 588 руб.
Размер гранта
603 308 руб.
Cофинансирование
790 280 руб.

Проект реализует:

География проекта

Наш проект "Интернет-центр шахматного образования" запущен в трёх детских садах города Урай, 10 садах города Макеевка (ДНР). Апробируется в Усть-Кутском районе Иркутской области, Советском и Кондинском районах ХМАО-Югры

Целевые аудитории

Воспитатели дошкольных учреждений и дети воспитанник данных учреждений в возрасте от 5 до 7 лет в том числе и с ОВЗ

Описание проекта

Интернет-центр шахматного образования - проект по организации обучения навыкам шахматной игры для педагогов в дистанционном формате. Данный проект вошёл в 12 лучших идей регионального этапа Всероссийского форума «Сильные идеи для нового времени» и вышел в полуфинал Международной премии #МЫВМЕСТЕ. Теорию воспитатели образовательных учреждений изучили на курсах повышения квалификации «Методика преподавания шахмат с использованием интернет-технологий» на основе программы 1-го года обучения федерального курса И.Г.Сухина «Шахматы - школе» - первая часть практики. Курсы проведены при поддержке Федерации шахмат – Югры и фонда «Центр гражданских инициатив». Обучено 43 педагога Макеевки – 72 часа, 100 педагогов Югры - 36 часов и 50 педагогов Югры – 144 часа, так же были и другие регионы России – Иркутска область – 3 педагога, Омск – 2 педагога, Волгоград – 2 педагога и другие. Всего более 300 педагогов получили новые знания. Во второй части предлагаем онлайн курс «Азы шахмат для дошколят». В рамках курса воспитатели в течение учебного года будут вести шахматы в своих группах посредством трансляции готовых видео-уроков и практической отработки заданий по ходу занятия. Новизна проекта заключается в использовании ИКТ технологий (видео-уроки на обучающей платформе) при обучении детей азам шахматной игры. Индивидуально-ориентированный подход к каждому ребенку осуществляется путем подбора заданий разного уровня сложности, что тоже является отличительной особенностью образовательной программы. Формы взаимодействия с дошкольниками являются занимательными, нестандартными, требующие творческого подхода. Игры, игровые упражнения, задачи программы одновременно развивают оба полушария ученика: левое, ответственное за развитие логического мышления, и правое, ответственное за развитие творческого мышления. Программа обучения построена от простого к сложному, начинается с изучением шахматной доски (первый модуль) до игры всеми фигурами (седьмой модуль), всего 36 уроков расчитанных на весь учебный год, по одному уроку в неделю. «Шахматное образование» – это процесс и результат обучения, воспитания и развития посредством шахматной игры. И. Г. Сухин (2019) в своих публикациях обосновывает, что шахматное образование в детском саду и начальной школе - это не подготовка спортивных кадров и достижение высоких результатов в шахматном спорте, и педагог не-обязательно должен владеть в совершенстве шахматной теорией. В концепции И. Г. Сухина педагог использует шахматную игру или ее отдельные элементы в качестве дидактического материала для развития и воспитания ребенка. Более того, для предотвращения психологического дискомфорта спортивная составляющая на первом году обучения полностью исключена в этом подходе. Учитель начальной школы должен использовать специальные здоровьесберегающие методики обучения шахматам. Базовое научно-обоснованное целеполагание практики и образовательной программы ориентировано на решение фундаментальных задач, стоящих перед системой образования, соответствующих требованиям ФГОС дошкольного образования и ФОП ДО.

Обоснование социальной значимости

Актуальность и значимость проекта заключается в социальном заказе детей, родителей и общественности на организацию полноценного, здорового и безопасного досуга, создание комфортных условий для развития личности и успешной социализации детей. Шахматы развивают логико - математический интеллект. Занятия шахматами тренируют память, концентрацию, логику и многое другое, что является успешной профилактикой трудностей детей с освоением школьной программы. Уникальность проекта заключается в сочетании форматов «профессионал-начинающим», «начинающие-детям» и «дети-детям». Практическая значимость проекта может оцениваться с двух позиций: - Инновационный эффект достигается за счет подготовки специалистов с применением современных отечественных технологий в дополнительном образовании, в реализации эффективной системы обобщения и распространения опыта шахматного образования не только в Урае, но и в других регионах России. - Социальный эффект проекта заключается в том, что среди родителей детей вырастет число семей, способных к сохранению и развитию статуса своей семьи, способных к развивающему взаимодействию со своим ребенком, владеющих способами семейного воспитания, соответствующими особым образовательным потребностям их детей, занимающих конструктивную позицию.

Цели

Первоначально цели проекта были через формат совместного обучения игре в шахматы обучить не менее 100 детей, развить их навыки мышления, комплекс психоэмоциональных качеств (память, воображение, умение концентрироваться, анализировать ситуацию), которые им помогут достигать успехов в других сферах обучения и творчества.

  • Организовать участие на серии вебинаров «Методика преподавания шахмат для школьников и дошкольников с использованием интернет-технологий» не менее 10 воспитателям - участникам проекта, но мы давно перешагнули эту планку. Только в Макеевке, на сегодняшний день, охват шахматным образованием более 100 детей.

Задачи

Подготовка к организации процесса обучения дошкольников азам шахматной игры (составление расписания, закупка оборудования, заключение необходимых договоров) в детских образовательных учреждениях. Подготовка педагогических кадров к процессу обучения дошкольников азам шахматной игры. Реализация проекта "Интернет-центр шахтного образования". Мониторинг полученных шахматных знаний у детей через участие в конкурсе решения шахматных задач. Подведение итогов проекта и отчетность.

Команда