Интернет-центр шахматного образования

Реализован успешно
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
1 393 588 руб.
Размер гранта
603 308 руб.
Cофинансирование
790 280 руб.

Проект реализует:

География проекта

Наш проект "Интернет-центр шахматного образования" запущен в трёх детских садах города Урай, 10 садах города Макеевка (ДНР). Апробируется в Усть-Кутском районе Иркутской области, Советском и Кондинском районах ХМАО-Югры

Целевые аудитории

Воспитатели дошкольных учреждений и дети воспитанник данных учреждений в возрасте от 5 до 7 лет в том числе и с ОВЗ

Описание проекта

Интернет-центр шахматного образования - проект по организации обучения навыкам шахматной игры для педагогов в дистанционном формате. Данный проект вошёл в 12 лучших идей регионального этапа Всероссийского форума «Сильные идеи для нового времени» и вышел в полуфинал Международной премии #МЫВМЕСТЕ. Теорию воспитатели образовательных учреждений изучили на курсах повышения квалификации «Методика преподавания шахмат с использованием интернет-технологий» на основе программы 1-го года обучения федерального курса И.Г.Сухина «Шахматы - школе» - первая часть практики. Курсы проведены при поддержке Федерации шахмат – Югры и фонда «Центр гражданских инициатив». Обучено 43 педагога Макеевки – 72 часа, 100 педагогов Югры - 36 часов и 50 педагогов Югры – 144 часа, так же были и другие регионы России – Иркутска область – 3 педагога, Омск – 2 педагога, Волгоград – 2 педагога и другие. Всего более 300 педагогов получили новые знания. Во второй части предлагаем онлайн курс «Азы шахмат для дошколят». В рамках курса воспитатели в течение учебного года будут вести шахматы в своих группах посредством трансляции готовых видео-уроков и практической отработки заданий по ходу занятия. Новизна проекта заключается в использовании ИКТ технологий (видео-уроки на обучающей платформе) при обучении детей азам шахматной игры. Индивидуально-ориентированный подход к каждому ребенку осуществляется путем подбора заданий разного уровня сложности, что тоже является отличительной особенностью образовательной программы. Формы взаимодействия с дошкольниками являются занимательными, нестандартными, требующие творческого подхода. Игры, игровые упражнения, задачи программы одновременно развивают оба полушария ученика: левое, ответственное за развитие логического мышления, и правое, ответственное за развитие творческого мышления. Программа обучения построена от простого к сложному, начинается с изучением шахматной доски (первый модуль) до игры всеми фигурами (седьмой модуль), всего 36 уроков расчитанных на весь учебный год, по одному уроку в неделю. «Шахматное образование» – это процесс и результат обучения, воспитания и развития посредством шахматной игры. И. Г. Сухин (2019) в своих публикациях обосновывает, что шахматное образование в детском саду и начальной школе - это не подготовка спортивных кадров и достижение высоких результатов в шахматном спорте, и педагог не-обязательно должен владеть в совершенстве шахматной теорией. В концепции И. Г. Сухина педагог использует шахматную игру или ее отдельные элементы в качестве дидактического материала для развития и воспитания ребенка. Более того, для предотвращения психологического дискомфорта спортивная составляющая на первом году обучения полностью исключена в этом подходе. Учитель начальной школы должен использовать специальные здоровьесберегающие методики обучения шахматам. Базовое научно-обоснованное целеполагание практики и образовательной программы ориентировано на решение фундаментальных задач, стоящих перед системой образования, соответствующих требованиям ФГОС дошкольного образования и ФОП ДО.

Обоснование социальной значимости

Актуальность и значимость проекта заключается в социальном заказе детей, родителей и общественности на организацию полноценного, здорового и безопасного досуга, создание комфортных условий для развития личности и успешной социализации детей. Шахматы развивают логико - математический интеллект. Занятия шахматами тренируют память, концентрацию, логику и многое другое, что является успешной профилактикой трудностей детей с освоением школьной программы. Уникальность проекта заключается в сочетании форматов «профессионал-начинающим», «начинающие-детям» и «дети-детям». Практическая значимость проекта может оцениваться с двух позиций: - Инновационный эффект достигается за счет подготовки специалистов с применением современных отечественных технологий в дополнительном образовании, в реализации эффективной системы обобщения и распространения опыта шахматного образования не только в Урае, но и в других регионах России. - Социальный эффект проекта заключается в том, что среди родителей детей вырастет число семей, способных к сохранению и развитию статуса своей семьи, способных к развивающему взаимодействию со своим ребенком, владеющих способами семейного воспитания, соответствующими особым образовательным потребностям их детей, занимающих конструктивную позицию.

Цели

Первоначально цели проекта были через формат совместного обучения игре в шахматы обучить не менее 100 детей, развить их навыки мышления, комплекс психоэмоциональных качеств (память, воображение, умение концентрироваться, анализировать ситуацию), которые им помогут достигать успехов в других сферах обучения и творчества.

  • Организовать участие на серии вебинаров «Методика преподавания шахмат для школьников и дошкольников с использованием интернет-технологий» не менее 10 воспитателям - участникам проекта, но мы давно перешагнули эту планку. Только в Макеевке, на сегодняшний день, охват шахматным образованием более 100 детей.

Задачи

Подготовка к организации процесса обучения дошкольников азам шахматной игры (составление расписания, закупка оборудования, заключение необходимых договоров) в детских образовательных учреждениях. Подготовка педагогических кадров к процессу обучения дошкольников азам шахматной игры. Реализация проекта "Интернет-центр шахтного образования". Мониторинг полученных шахматных знаний у детей через участие в конкурсе решения шахматных задач. Подведение итогов проекта и отчетность.

Результат реализации проекта

Проект направлен не только на освоение детьми азов шахматной игры, но на приобретение новых компетенций педагогами. Содержанием проекта является ознакомление воспитателей с методикой преподавания шахмат для детей 5-7 лет по программе 1-го года обучения федерального курса И.Г.Сухина «Шахматы - школе». Для изучения теории участникам проекта была предложена серия вебинаров «Методика преподавания шахмат для школьников и дошкольников с использованием интернет-технологий». Практика же осуществлялась с помощью 36-х видеоуроков для дошкольников, которые подготовила учитель шахмат В.В.Акишина – ведущий специалист шахматного образования ХМАО-Югры. Воспитатели в первом полугодии 2023 -2024 уч.года дважды в неделю в своих группах проводили эти видеоуроки и во время занятий выполняли с детьми задания. Итого 151 дошкольников освоили в игровой форме азы шахмат и готовы участвовать в детских турнирах. Через обучение шахматной игре раскрылся интеллектуальный потенциал детей, у них сформировалось системное стратегическое мышление, усилились память, концентрация внимания, креативность, о чем свидетельствует высокая результативность участия детей в итоговом онлайн – конкурсе решения шахматных задач «Новый год в сказочном лесу». Полностью обеспечены шахматным инвентарём (демонстрационные доски и наборы игровых шахмат), учебниками и методичками 10 детсадов г. Макеевки и Детсад №12 г.Урай. В этих детсадах в рамках проекта прошли качественную методическую подготовку (теоретическую и практическую) и готовы к дальнейшей самостоятельной работе по преподаванию шахмат 23 педагога.

Команда


Похожие проекты

По стопам Ермака

Заявлен на грант
Пропаганда здорового образа жизни, физической культуры и спорта
Радужный
609 879 руб.
Грант губернатора СО НКО (Второй конкурс 2022)
АНО ЧИСТАЯ КУЛЬТУРА

Марафон интеллектуальных игр Конфликт полушарий

Заявлен на грант
Поддержка молодежных проектов, реализация которых охватывает виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
Советский район
280 159 руб.
Грант губернатора СО НКО (Первый конкурс 2022)
Логотип
АНО КПЦ БЛИКИ
Всего сотрудников 1
Наталья К.
Анна Ч.
Светлана Ч.
+7

Полетная академия: Дети и дроны

Заявлен на грант
Наука, образование и просвещение
Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский район
249 856 руб.
АНО РЦДВ ИНТЕЛЛЕКТОРИЯ
Владимир К.

«Первая помощь» в учебно-полевых сборах

Реализуется
Охрана здоровья
Лангепас
150 000 руб.
Муниципальный грант / Субсидия (Лангепас)
Логотип
АНО ЦЕНТР ИМПУЛЬС
Всего сотрудников 1
Эдуард К.
Оксана К.
Руслан В.
+3
`