Заявка одобрена
Статус присвоен: 08.08.2024
пгт Излучинск
Общественный контроль. Чистая вода.
В настоящее время в России и на территории Ханты-Мансийского автономного округа реализуется национальный проект "Чистая вода" основной целью которого является повышение качества питьевой воды для населения. (https://docs.cntd.ru/document/561440400). Основным целевым показателем данного проекта является доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения. В ГОСУДАРСТВЕННОМ ДОКЛАДЕ "О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в ХМАО-Югре в 2023 году" (https://86.rospotrebnadzor.ru/uploads/gd-2023-hmao-yugra.pdf) качественной питьевой водой было обеспечено 91,4% (2022г. – 89,2%) от всего городского населения, обеспеченного централизованным питьевым водоснабжением (стр. 25 Доклада). При этом в городе Нижневартовск всего лишь 6% проб питьевой воды из распределительной водопроводной сети, не соответствовали гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (стр. 24 Доклада) и 0,6 % по микробиологическим показателям (стр. 10 Доклада).
Анализ публикаций в СМИ и социальных сетях показывает негативные отзывы значительной части жителей Нижневартовска на качество питьевой воды.
Опрос, проведенный среди жителей города Нижневартовск в социальной сети Вконтакте показал, что более 63% респондентов ответили отрицательно на вопрос «Считаете ли вы качество водопроводной питьевой воды удовлетворительным?». https://vk.com/poll-35704350_814951280
Столь большое разногласие между официальными данными и мнением граждан побудило нас провести интервьюрование горожан с целью выявления причин такой оценки с их стороны (см. видео к проекту).
Интервью показало, что граждане не знают как вода поступает к ним в дом, какие организации и органы отвечают за качество питьевой воды, как проходит оценка качества воды. А самое главное, более 50 % опрошенных не доверяют результатам таких исследований, соответственно не доверяют официальной информации. 100% опрошенных положительно отнеслись к проведению общественного контроля и получению объективной информации о состоянии питьевой воды, своих правах и способах их защиты.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" Задачами общественного контроля в том числе являются:
повышение уровня доверия граждан к деятельности государства,
обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти;
Региональная общественная организация защиты прав потребителей «Альянс» (РОООЗПП «Альянс») наделена ФЗ 2300-1 «О защите прав потребителей» осуществлять общественный контроль хозяйствующих субъектов и не имеет права проводить контроль в отношении органов власти. Данным правом наделена в силу 212 – ФЗ Общественная палата.
С целью комплексного подхода к оценке качества питьевой воды необходимо охватить общественным контролем всю цепочку ответственных организаций. Для достижения данной цели было принято решение объединить усилия двух субъектов общественного контроля – РОООЗПП «Альянс» и Общественной палаты ХМАО-Югры, о чем было заключено соглашение. (см. дополнительные документы).
Первое пилотное мероприятие общественного контроля за состоянием питьевой воды, проведенное в городе Нижневартовске в доме по адресу ул. Ленина, д. 58 совместно Общественной палатой ХМАО-Югры и РОООЗПП «Альянс» позволило выработать методику проведения общественного контроля за состоянием воды и вовлечения в процесс жителей дома (https://vk.com/video-29952568_456258251).
В настоящее время стоит задача масштабирования процесса общественного контроля на территории всего города Нижневартовска за счет более активного вовлечения собственников многоквартирных домов.
В октябре 2023 года в рамках II Международного форума «Развитие человеческого капитала в новой экосистеме государственного управления» был озвучен доклад на тему "О роли информирования населения о результатах общественного контроля", который получил высокую оценку со стороны экспертного сообщества (https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Flive%2FoLBZQm33r2Q%3Fsi%3DaBUwfPwrOGOimS1r). Презентация доклада в приложении.
Согласно доклада, воронка вовлеченности населения в общественный контроль имеет следующие стадии: незнание, информированность, пассивное вовлечение, активное вовлечение, активность. И первым самым важным шагом является информированность населения.
В ходе проекта предполагается удовлетворить выявленные в ходе интервьюирования жителей города запросы на информацию о том, как вода попадает в стакан горожан, откуда она берется, кто ответственный за качество воды, каким образом происходит контроль качества воды, каким образом происходит исследование. Отдельный блок будет посвящен защите прав потребителя услуг ЖКХ в ходе которого будут приведены конкретные и понятные конструкции как и куда обращаться для защиты своих прав. Как организовать общественный контроль за качеством воды на постоянной основе.
Уникальность проекта заключается в том, что он является одним из элементов системы развития общественного контроля на конкретной территории за счет качественного информационного сопровождения, которое на сегодняшний момент отсутствует. Подобного рода проектов нет ни в ХМАО, ни в России.
Основным информационным партнером проекта является Региональный телеканал "Мегаполис", который будет отвечать за изготовление контента и его распространение через свои информационные каналы.
Описание команды проекта в разделе "Дополнительные материалы"