Заявка одобрена
Статус присвоен: 22.05.2024
Чтобы проголосовать, необходимо авторизоваться
ханты-мансийск
Енов Владимир Егорович
Вклад Владимира Егоровича Енова в хантыйскую литературу
В своих следующих сборниках сказок «Сказы рода Правдивых людей» – «Яна ёх моньщат», 2012 год; «Подарок менква» – «Менгк ики мойлопса», 2014 год; «Обские сказы» – «Ас ёх моньщат», 2015 год; хантыйское героическое сказание «Два мальчика ростом с пальчик» – «Луй палаткем кат похлэнгки», 2022 год говорится о том, что В.Е. Енов сохранил в памяти сказки, сказания и предания народа ханты, которые берут начало c XIV по XIX века и до настоящего времени. Проводя огромную работу для сохранения аутентичной культуры, автор выявил десять забытых персонажей хантыйских мифологических сказок. Он хорошо и доступно представил их в своей современной литературной обработке вниманию этноса ханты и русскоязычных читателей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, финно-угорских республик России и за рубежом.
Благодаря вышеуказанным произведениям устно-поэтического творчества ханты, многие русскоязычные читатели проникаются уважением к культуре коренного народа Севера, его мировоззрению, мироощущению, суровым, но справедливым условиям жизни. В.Е. Енов сумел дать точные характеристики персонажам своих мифологических произведений, описал их внешний и внутренний мир, а также составил в конце каждой книги словари для раскрытия значений устойчивых оборотов хантыйской народной речи. Ему удалось красиво и доступно перевести сказки, сказания и предания на русский литературный язык и представить их широкому кругу читателей.
Двуязычный сказитель написал немало интересных преданий о рыбах, проживающих в реках Большая и Малая Обь. В них через образы различных рыб восхваляются лучшие качества человека: трудолюбие, храбрость, смекалка, отзывчивость, доброта, ум, талант, смелость, любовь к своему народу и родной земле. Здесь писатель представил читателю необычный подводный мир, в котором все рыбы являются между собой родственниками. Они создают рыбные семейства, воспитывают мальков и поклоняются Верховному Богу – Нум Турому. Всё это связано автором с хантыйским миропониманием и мироощущением. Каждый думающий читатель может обратить пристальное внимание, насколько близок был человек к природе и зависел от неё. Поэтому он и любой другой житель брал от неё ровно столько, чтобы ему и его семье хватило средств на дальнейшую жизнь и существование. Это ещё раз напоминает людям о том, как нужно бережно относиться к окружающей природе и малой родине.
Благодаря знаниям, умениям, навыкам и памяти, Владимир Егорович Енов восстановил более 50 сказок, сказаний и преданий, в которых сегодня живут все 10 персонажей хантыйского устно-поэтического народного творчества:
1) менквы (менгки) – лесные великаны пятиметрового роста;
2) лон верты ими – колдунья, которая прядёт нитки из оленьих сухожилий;
3) урты – добрые богатыри и защитники народа ханты;
4) ими хилы – внук бабушки по отцовской линии;
5) мишъёх – лесные люди-доброжелатели;
6) йингк кули – огромные водяные;
7) моми – людоеды, проживающие недалеко от человеческого жилья;
8) тон-тоны – людоеды-оборотни, принимающие человеческий облик;
9) порнэ – злая лесная великанша, относящаяся к фратрии «пор»;
10) моньщнэ – добрая лесная великанша, относящаяся к фратрии «моньщ».
Все эти персонажи сказок учат человека добру, справедливости и чести. Сказитель прекрасно знает культуру, быт, традиции, устное народное творчество ханты изнутри, а не где-то там у кого-то услышал или записал. Самое главное, что он и в настоящее время является ярким носителем родного языка и пропагандистом культуры этноса ханты.