Заявка №4

Заявка одобрена

Статус присвоен: 22.05.2024

344

Чтобы проголосовать, необходимо авторизоваться

Конкурс:
Логотип
Премия Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры им. И.Н.Шесталова
Номинация:
Соискание премии для физических лиц
Количество просмотров:
460
Наименование населенного пункта

ханты-мансийск

ФИО соискателя / Название авторского коллектива

Енов Владимир Егорович

Сведения, подтверждающие вклад в сохранение и развитие родных языков, литературы, фольклора и традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера

Вклад Владимира Егоровича Енова в хантыйскую литературу

В своих следующих сборниках сказок «Сказы рода Правдивых людей» – «Яна ёх моньщат», 2012 год; «Подарок менква» – «Менгк ики мойлопса», 2014 год; «Обские сказы» – «Ас ёх моньщат», 2015 год; хантыйское героическое сказание «Два мальчика ростом с пальчик» – «Луй палаткем кат похлэнгки», 2022 год говорится о том, что В.Е. Енов сохранил в памяти сказки, сказания и предания народа ханты, которые берут начало c XIV по XIX  века и до настоящего времени. Проводя огромную работу для сохранения аутентичной культуры, автор выявил десять забытых персонажей хантыйских мифологических сказок. Он хорошо и доступно представил их в своей современной литературной обработке вниманию этноса ханты и русскоязычных читателей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, финно-угорских республик России и за рубежом. 

Благодаря вышеуказанным произведениям устно-поэтического творчества ханты, многие русскоязычные читатели проникаются уважением к культуре коренного народа Севера, его мировоззрению, мироощущению, суровым, но справедливым условиям жизни. В.Е. Енов сумел дать точные характеристики персонажам своих мифологических произведений, описал их внешний и внутренний мир, а также составил в конце каждой книги словари для раскрытия значений устойчивых оборотов хантыйской народной речи. Ему удалось красиво и доступно перевести сказки, сказания и предания на  русский литературный язык и представить их широкому кругу читателей.  

Двуязычный сказитель написал немало интересных преданий о рыбах, проживающих в реках Большая и Малая Обь. В них через образы различных рыб восхваляются лучшие качества человека: трудолюбие, храбрость, смекалка, отзывчивость, доброта, ум, талант, смелость, любовь к своему народу и родной земле. Здесь писатель представил читателю необычный подводный мир, в котором все рыбы являются между собой родственниками. Они создают рыбные семейства, воспитывают мальков и поклоняются Верховному Богу – Нум Турому. Всё это связано автором с хантыйским миропониманием и мироощущением. Каждый думающий читатель может обратить пристальное внимание, насколько близок был человек к природе и  зависел от неё. Поэтому он и любой другой житель брал от неё ровно столько, чтобы ему и его семье хватило средств на дальнейшую жизнь и существование. Это ещё раз напоминает людям о том, как нужно бережно относиться к окружающей природе и малой родине.

Благодаря знаниям, умениям, навыкам и памяти, Владимир Егорович Енов восстановил более 50 сказок, сказаний и преданий, в которых сегодня живут все 10 персонажей хантыйского устно-поэтического народного творчества:     

1) менквы (менгки) – лесные великаны пятиметрового роста;  

2) лон верты ими – колдунья, которая прядёт нитки из оленьих сухожилий; 

3) урты – добрые богатыри и защитники народа ханты;

4) ими хилы – внук бабушки по отцовской линии;   

5) мишъёх – лесные люди-доброжелатели;

6) йингк кули – огромные водяные; 

7) моми – людоеды, проживающие недалеко от человеческого жилья;

8) тон-тоны – людоеды-оборотни, принимающие человеческий облик;  

9) порнэ – злая лесная великанша, относящаяся к фратрии «пор»;  

10) моньщнэ – добрая лесная великанша, относящаяся к фратрии «моньщ».    

 Все эти персонажи сказок учат человека добру, справедливости и чести.  Сказитель прекрасно знает культуру, быт, традиции, устное народное творчество ханты изнутри, а не где-то там у кого-то услышал или записал. Самое главное, что он и в настоящее время является ярким носителем родного языка и пропагандистом культуры этноса ханты.

Отзывы и рецензии не менее двух российских и (или) международных организаций, осуществляющих деятельность в сфере поддержки и развития коренных малочисленных народов Севера
Публикации в СМИ, подтверждающие общественное признание заслуг и достижений
Дополнительные документы (благодарности грамоты, сертификаты, фото-, видеоматериалы и другое)
`