Центр языковой культуры народов России "СО-единение"

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.04.2024 - 30.01.2025
Источник финансирования Грант губернатора (физ.лица) (Конкурс 2023 года)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
1 387 693 руб.
Размер гранта
901 693 руб.
Cофинансирование
486 000 руб.

География проекта

Муниципальное образование город Нягань, Ханты-Мансийский автономный округ

Целевые аудитории

1. Дети - билингвы в возрасте от 6 до 17 лет, не владеющие или плохо владеющие русским языком 2. Дети - инофоны в возрасте от 6 до 17 лет, не владеющие или плохо владеющие русским языком

Описание проекта

Проект представляет собой создание Центра языковой культуры народов России на базе МАОУ г.Нягани «Средняя общеобразовательная школа № 2», где планируется реализовать комплекс мероприятий по социальной, культурной и языковой адаптации детей-билингвов и детей-инофонов в формате очных и онлайн занятий по изучению русского языка и культуры общения, бесед, тематических встреч, акций, мастер-классов для родителей (законных представителей), культурно-массовых мероприятий и т.д. Все мероприятия будут освещены в  мультимедийном дневнике на официальной странице Центра.

Проект направлен на создание условий для социальной, культурной и языковой адаптации и интеграции детей-мигрантов в новой языковой среде, укрепление атмосферы межнационального согласия и гражданского единства в обществе. 

Результатами реализации проекта станет освоение навыков устного общения и письма на русском языке, правил культуры поведения, что способствует эффективной адаптации детей в классном коллективе и за его пределами. Занятия с психологами помогут снять эмоциональное напряжение у ребёнка, преодолеть тревожность и отчуждённость в общении. Линия социально-культурной адаптации включает ряд мероприятий: экскурсии по музеям и библиотекам, участие в праздниках народов России, которые помогут приобщить детей-мигрантов к культуре народов России, внеурочной деятельности. Комплексный подход позволит повысить эффективность каждого занятия и решить проблемы постепенно по мере их поступления. 

Уникальность проекта состоит в его первичности на территории г.Нягани, краткосрочности, системном подходе, уникальности методик преподавания (использование ИКТ, технологии проблемного обучения и критического мышления, нестандартная форма уроков, приём «исключения», «яркое пятно», «русский язык  без правил», «равный равному»  и др.) и совмещении двух аспектов обучения: классического и авторского по принципу «русский язык без правил» через  игры и упражнения, комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка и его семьи на протяжении всего обучения. Для реализации проекта подобрана высококвалифицированная команда специалистов и партнёров.

Реализация проекта позволит оказать комплексную помощь детям-мигрантам в  социально-психологической, образовательной и культурно-языковой адаптации, повысить успеваемость, предупредить случаи буллинга, укрепить народное единство и межнациональное согласие.

Обоснование социальной значимости

В июне 2023 года Министерство просвещения России предложило создать дополнительные курсы по изучению русского языка для детей мигрантов, так как проблема освоения русского языка стала приобретать большие масштабы. 

В настоящее время в России проживают граждане более 190 национальностей и народностей. Для Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в том числе для города Нягани, характерна высокая миграционная нагрузка ввиду активно развивающейся инфраструктуры. Основными институтами первичной социализации детей-мигрантов является семья и образовательная организация. Президент РФ В.В.Путин отметил, что доля детей мигрантов в школах должна позволять адаптировать их к российской среде.  "Это одна из проблем, которая требует практического взгляда на существующий вопрос" - отметил президент (https://tass.ru/obschestvo/11028815).

Ежегодно более 100 детей-мигрантов поступают в школы города, которых распределяют в классы по возрастным группам, а освоение школьной образовательной программы по возрасту ребёнку непосильно в виду языкового барьера и ряда других причин. Если ребёнок не знает русского языка, это означает только одно-в его семье не говорят на этом языке только потому, что его не знают. Семьям и детям-мигрантам приходится тратить долгие годы на адаптацию в новой языковой среде, преодолевая социальные и психологические трудности. Однако, оказавшись в непривычных, а порой и неблагоприятных условиях, дети-мигранты могут столкнуться с социальными, бытовыми, психологическими и другими трудностями. Самостоятельно ребёнок не в силах их преодолеть. Ему нужна помощь не только родителей, но и педагогов, психологов т.д.

Исследовав проблему адаптации и социализации детей-мигрантов, мы сделали вывод о том, что аналогичная ситуация свойственна не только нашему городу и округу, но и всем регионам России. Многочисленные видео и статьи служат тому подтверждением (https://tass.ru/obschestvo/11028815 -«В.В.Путин: доля детей-мигрантов в школах должна позволять адаптировать их к российской среде», https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-obucheniya-detey-migrantov -«Актуальные проблемы обучения детей-мигрантов», https://www.youtube.com/watch?v=HsWPspjoKrQ –«Дети-мигранты в образовательном процессе: проблемы и пути их решения», https://360tv.ru/tekst/obschestvo/deti-migrantov-stali-problemoj-v-rossii/-«Сложности адаптации»).

Занятия в Центре языковой культуры народов России позволят детям-мигрантам научиться читать и писать на русском языке, осознанно общаться с окружающими, преодолеть тревожность, справляться с эмоциями, овладевать правилами поведения в обществе, повысить качество успеваемости в школе, ставить перед собой задачи и находить правильные пути их решения. Проект направлен на повышение профессионального уровня педагогов и специалистов, осуществляющих языковую и социокультурную адаптацию детей-мигрантов, с учётом приоритетов государственной политики в сфере образования и концептуальных подходов к организации педагогической деятельности в области обучения, воспитания и социализации подрастающего поколения. Совместная работа и усилия детей, педагогов и родителей при подготовке, проведении занятий и мероприятий будет способствовать созданию доброжелательной и творческой атмосферы, взаимопониманию. Участие в экскурсиях, семинарах, мастер-классах позволит вовлечь семьи мигрантов с детьми, педагогов и общественность в совместную работу, что позволит получать удовлетворение от социально-значимой деятельности.

Разработка и апробация комплексной программы по культурной и языковой адаптации подразумевает одновременную работу с ребёнком и его родителями (законными представителями). Программа доступна, актуальна и универсальна. 

Методическая база изучения русского языка, используемая сегодня при подготовке предметных уроков и внеурочных мероприятий, ориентирована на широко известные и изученные факты XX и прошлых веков. Наш проект берет за основу актуальные проблемы адаптации детей-мигрантов в новой языковой среде, укрепление атмосферы межнационального согласия и гражданского единства в обществе. Кроме содержательной теоретической части предлагаемых мероприятий проект основан на апробированном авторском материале (разработки занятий, тестов, мастер-классов, мероприятий, методик различного уровня и др.), которые позволят сформировать у учащихся образовательные, культурные и межэтнические связи.

Россия - многонациональная страна и наша задача не только помочь детям-мигрантам в преодолении языкового барьера, но и сделать все для того, чтобы они почувствовали себя «своими», а не чужим. Проект направлен на популяризацию русского языка и культуры народов России, укрепление атмосферы межнационального согласия и гражданского единства в обществе, воспитание патриотизм и чувства ответственности за будущее своей страны.

Цели

Создание условий для социальной, культурной и языковой адаптации и интеграции детей-мигрантов в новой языковой среде, укрепление атмосферы межнационального согласия и гражданского единства через создание Центра языковых культур народов России “СО-единение”

Задачи

1.Разработка информационно-методического материала для реализации проекта.

2. Создание материально-технической базы для проведения комплекса занятий

3. Работа Центра, организация и проведение мероприятий.

4. Популяризация результатов проекта

Команда

Календарный план

01.04.2024 - 30.05.2024
1 этап
Организационный

Разработка и внедрение структурных направлений деятельности (составление плана работы, формирование групп участников проекта, рекламная кампания, заседания рабочей группы, организационное собрание групп и т.д.)

01.06.2024 - 31.12.2024
2 этап
Адаптационный, практический 3-х уровневый

Учебная адаптация, социально-психологическая адаптация, культурная адаптация (переход к устойчивой реализации основных направлений Программы)

01.01.2025 - 31.01.2025
3 этап
Аналитический

Анализ результатов, мониторинг эффективности работы, разработка стратегии дальнейших действий с учётом результатов деятельности, возникших проблем, изменения состава и особенностей детей-мигрантов.


`