Добромикс
География проекта
Целевые аудитории
Описание проекта
Проект стал победителем Президентского фонда культурных инициатив в 2022 году, реализован на территории трех муниципалитетов ХМАО-Югры в 2023 году.
Прежде чем перейти к описанию проекта предлагаю вам ответить на вопросы: "Что такое добро?", "Какую роль эта нравственная категория играет в вашей жизни?". Если меньше, чем за минуту раздумий, вы сформулировали ответ на поставленный вопрос - очень хорошо! Если у вас не получилось это сделать, то вы попадаете в группу респондентов, которые затруднились ответить.
Аналогичные вопросы были адресованы школьникам 10 – 11 классов общеобразовательных школ Нефтеюганского района, а также городов Нефтеюганск и Пыть-Ях. Было опрошено 456 обучающихся. Результаты анкетирования показали, что большая часть опрошенных (313 человек - 72%) не смогли сформулировать ответы. Исходя из этого следует вывод, что к категории добра ребята относятся малоосмысленно. А ведь впереди старшеклассников ждет взрослая жизнь со взлетами и падениями, с моментами радости и разочарований. Хочется, чтобы школьники четко для себя осознали, что значит добро, из чего оно состоит, насколько оно многогранно, как может проявляться и как делиться этим добром с окружающим миром. В поисках ответов на простые, на первый взгляд, вопросы школьникам помог наш сборник комиксов «Добромикс».
Наверняка, многие из нас в детстве читали комиксы и мечтали стать супергероями, чтобы спасти планету. Таким образом, уже в раннем детстве посредством комиксов определили для себя образы положительных и отрицательных персонажей. Комиксы успешно обучают и несут определенную информацию. В отличие от историй, изложенных текстом, они учат нас видеть, искать, размышлять - это очень важно в мире, где все чаще используются визуальные формы коммуникации. (Вы же тоже отвечаете на сообщения эмодзи?)
Чингиз Айтматов однажды сказал такую фразу: «Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится». Чтобы раскрыть школьникам тему «добра», говорить с ними следует на одном языке. Поэтому в нашем сборнике комиксов «Добромикс» молодые, креативные и дерзкие комиксисты визуально представили свои ответы на вопросы «Что такое добро?», «Из чего оно состоит?".
После издания сборника комиксов наша команда подарила каждой школе Нефтеюганского района, городов Нефтеюганск и Пыть-Ях по несколько экземпляров, и у старшеклассников появилась возможность их почитать, посмотреть, изучить, поразмышлять. К тому же, комиксы помогли школьникам в написании итогового сочинения.
Проектная команда отправилась в презентационный тур по трем муниципалитетам, где показали старшеклассникам сборник комиксов "Добромикс". Провели мастер-классы по основам рисованных историй, использованию нейросетей, созданию видеороликов, а также рассказывали о возможностях грантовых конкурсах. На практической части ребята самостоятельно создавали комиксы, а после путем голосования в соцсетях - комикс, набравший наибольшее количество голосов был напечатан в региональном журнале “proЛучшее”.
Сборник комиксов «Добромикс» – это достойный пример того, как через трендовые виды медиа доносить до школьников информацию о вечных ценностях. Листая "Добромикс", ребята рассуждали на тему "добра", ответили на ранее поставленные вопросы, а главное - стали замотивированы на совершение добрых поступков.
Обоснование социальной значимости
С целью определения актуальности проекта инициативной командой был проведен социальный опрос среди учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений Нефтеюганского района, городов Нефтеюганск и Пыть-Ях. Респондентам предстояло ответить на вопросы:
- Что такое добро?
- Из чего состоит добро?
- Какую роль эта нравственная категория играет в вашей жизни?
- Интересно ли узнать о категории добра, читая комиксы?
Результаты анкетирования следующие:
Из 456 опрошенных старшеклассников 313 человек, а это 72%, затруднились ответить на первые три вопроса. Лишь 143 школьника (18%) смогли сформулировать ответы. На вопрос: "Интересно ли узнать о категории добра, читая комиксы?" 405 человек (93%) ответило положительно. Исходя из полученных данных, можно сделать следующий вывод: для большинства опрошенных старшеклассников понятие "добра" весьма абстрактно. Ребята не осознают важности этой категории. Большинство из них не замотивировано на совершение добрых поступков. Неосознанное отношение к вечной ценности и одного из критериев человечности может отрицательно повлиять на становление школьников, как личностей.
Несомненно, в современных дошкольных, общеобразовательных и дополнительных образовательных учреждениях особое внимание уделяется формированию духовно-нравственных ценностей. Однако, преподносится информация, как правило, в традиционных формах: беседы, открытые уроки, лекции. Тогда как для зумеров нужен иной подход к восприятию данных, например, посредством комиксов в сборнике "Добромикс". Комиксы – это продукт своей эпохи, новое искусство, которое пришло на смену традиционной народной культуре, невозможной в условиях глобализации, индустриализации и урбанизации. Социуму нужен был новый способ самовыражения, медиум, который помог бы выразить уже сложившиеся в ней архетипы доступными пониманию средствами.
Комикс - это серия картинок, с помощью которых ведется связное повествование; художественное средство передачи той или иной информации, главным отличием которого является графическое воплощение. Таким образом, выполняется несколько функций: повествованию придается определенная динамика, формируется его индивидуальность.
По итогам реализации проекта у школьников сформировалось ценностное отношение к нравственной категории - добро; повысиась мотивации к участию в добрых делах и уровень коммуникативных навыков обучающихся. Проект способствовал развитию творческого потенциала старшеклассников; привлечению к чтению художественной литературы; развитию компетенций школьников в написании итогового сочинения. Более того, старшеклассники, проявившие интерес к самостоятельному созданию комиксов, стали поощрены тем, что их творческий продукт опубликовали в региональном журнале "proЛучшее" в специальной рубрике "proКОМИКСЫ".
Цели
Создание условий для формирования ценностного отношения к нравственной категории – добро, повышение мотивации к совершению добрых поступков, развитие творческого потенциала учеников, привлечение старшеклассников к чтению художественной литературы, развитие компетенций школьников в написании итогового сочинения посредством издания сборника комиксов "Добромикс" для обучающихся 10-11 классов образовательных организаций Нефтеюганского района, городов Нефтеюганск и Пыть-Ях.
Задачи
- Вовлечь в реализацию проекта не менее 456 обучающихся 10-11 классов образовательных организаций Нефтеюганского района, городов Нефтеюганск и Пыть-Ях посредством размещения информации в социальных сетях ВКонтакте, Телеграмм, а также средствах массовой информации;
- Привлечь спонсоров, социальных партнеров, комиксистов для реализации мероприятий проекта;
- Разработать дизайн макетов сборника добрых комиксов, осуществить вёрстку печатного издания;
- Издать сборник комиксов "Добромикс"; - Организовать информационное продвижение проекта "Добромикс" посредством использования социальных сетей ВКонтакте, Телеграмм и СМИ;
- Подготовить финансово-аналитический отчет и перспективный план развития проекта.