Я учусь жить 2.0: Перезагрузка

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.10.2023 - 30.09.2024
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Второй конкурс 2023)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
7 502 246 руб.
Размер гранта
3 655 819 руб.
Cофинансирование
3 846 427 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Родители (и другие значимые взрослые) детей и молодых людей с ОВЗ и инвалидностью, проживающие в ХМАО-Югре и в других регионах России
  2. Помогающие специалисты ХМАО-Югры и других регионов России, непосредственно работающие с детьми и молодыми взрослыми с ОВЗ и инвалидностью
  3. Дети, подростки и молодые взрослые с ОВЗ и инвалидностью, имеющие трудности в овладении навыками самостоятельности

Описание проекта

Проект "Я учусь жить 2.0: Перезагрузка" базируется на реализации программы социальной инклюзивной адаптации "Я учусь жить". Эта программа описана в 2016 году, опыт работы по ее реализации более 6 лет, и за это время она зарекомендовала себя как эффективная по направлениям формирования навыков самостоятельности, повышения уровня социальной адаптации детей и молодых взрослых с ОВЗ и инвалидностью, в частности - с ментальными особенностями (расстройствами аутистического спектра, нарушениями интеллектуального развития). За годы реализации расширилась целевая группа, увеличился спектр оказываемых услуг, появились наработки в области формирования и развития навыков самостоятельности, а также мониторинга достигнутых результатов.

В 2022 году мы начали работу по обмену опытом с другими НКО, и на сегодняшний день пришли к решению о том, что методологическое описание программы с учетом всех имеющихся наработок позволит стандартизировать оказание услуг, усовершенствовать систему оценки социального эффекта и мониторинга результатов, с целью передачи положительного опыта другим НКО и дальнейшего внедрения программы по типу социальной франшизы. Ценность программы в том, что она позволяет формировать базовые навыки самостоятельности, без освоения которых переход в высокофункциональные проекты - сопровождаемое проживание и сопровождаемое трудоустройство - невозможен. В результате нового проекта будет разработана методология программы социальной инклюзивной адаптации, интегрирующая существующие и вновь апробированные наработки. Программа будет апробирована на базе нашего центра, а отдельные блоки программы – на базе 3-х НКО-партнеров с передачей методических материалов (рекомендаций, планов, визуализаций). Описание программы будет произведено в соответствии со Стандартом доказательности социальных практик АНО «Эволюция и Филантропия» (https://socialvalue.ru/wp-content/uploads/2020/07/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82_2.1.2.pdf) с целью ее профессиональной верификации. Все это позволит повысить качество оказания услуг для благополучателей не только в Сургуте, ХМАО, но и в других регионах России. В очном формате не менее 50 детей и молодых взрослых с ОВЗ и инвалидностью освоят навыки самостоятельности на базе нашего центра.

Параллельно в рамках программы «Я учусь жить» положено начало родительской школе «Мама-тьютор», включающей в себя сопровождение и обучение значимых взрослых целевой аудитории. В проекте «Я учусь жить 2.0: Перезагрузка» данное направление расширит свое воздействие на целевую аудиторию. Будут созданы родительские клубы в очном и онлайн форматах для проведения регулярных встреч с педагогами и психологом проекта. Для родителей будут разработаны обучающие материалы - видеоуроки по формированию навыков, а также визуальные материалы (подсказки, социальные истории), которые помогут в домашних условиях обучать навыкам самостоятельности детей с ОВЗ и инвалидностью. Не менее 100 родителей получат поддержку в рамках родительского клуба.

Обоснование социальной значимости

В России в психоневрологических интернатах (ПНИ) проживают до 220 тысяч человек. 20% из них - молодые люди 18-35 лет. (https://takiedela.ru/news/2020/10/19/vopros-otvet-o-pni/) Как правило, в ПНИ попадают либо из интернатов для детей-инвалидов и обычных детских домов (сироты с детства), либо после потери значимого взрослого – опекуна (чаще матери). Молодые люди часто оказываются не способными заботиться о себе, в связи с чем, имеющиеся у них родственники, принимают решение о неготовности осуществлять постоянный присмотр и уход. Также, из-за несформированных базовых навыков самообслуживания, человек с инвалидностью часто не может начать жить самостоятельно (например, по программам сопровождаемого проживания), не может работать даже в защищенных условиях (инклюзивных мастерских).
По данным опроса родителей детей и молодых взрослых с ОВЗ и инвалидностью в ХМАО-Югре, мы выявили, что у большинства детей имеются трудности в освоении навыков самостоятельности и самообслуживания, многие нуждаются в постоянном присмотре и уходе. Чаще всего отмечаются трудности коммуникативного характера. Немало и тех, чьи базовые потребности удовлетворяются только с родительской помощью (гигиена, питание, туалет). Большинство детей и молодых взрослых с ОВЗ и инвалидностью не выполняют домашние дела, и данная нагрузка ложится на плечи их родителей. Родители становятся привязанными к своему ребенку, они вынуждены не работать, и большую часть своей жизни посвящать уходу за своим, часто уже взрослым, ребенком (несмотря на то, что большинство ребят физически могут научиться обслуживать себя). Большинству родителей проще сделать все за ребенка, полностью помочь ему, нежели способствовать его обучению. Таким образом, работа группы дневного пребывания для детей и молодых взрослых с ОВЗ и инвалидностью, не владеющих базовыми навыками самостоятельности и самообслуживания, для многих родителей стала бы той самой возможностью начать или продолжить системную работу по формированию необходимых для жизни навыков. Кроме этого, родитель получает свободное время, которое может потратить на работу, домашние дела или отдых, получив «передышку». Подробные данные по результатам опроса прикладываем в раздел 8.1 заявки.
Не все семьи имеют равный доступ к получению качественных услуг по социальной адаптации своего ребенка. В начале 2023 года мы запустили онлайн формат «Мама-тьютор» для поддержки родителей детей с особенностями в развитии по всей России. Начав работать с родителями из других регионов, мы выявили высокий интерес к обучению – было получено 426 заявок от людей из 82 населенных пунктов. Проанализировав запросы и обратную связь от участников по уже пройденным мероприятиям, мы отмечаем, что: для большинства родителей актуальны разборы их кейсов, либо схожих (по возрасту, диагнозу и т.п.); родителям комфортно участвовать во встречах с лекционным материалом длительностью до 2 часов; родители охотно рассказывают о своих трудностях в воспитании, идут на контакт - им комфортно в сообществе таких же родителей особенных детей; для большинства запросов от родителей актуально применение четких инструкций для ребенка – визуальных подсказок и социальных историй. Таким образом: 1. Наиболее удачный формат для передачи теоретических материалов – короткие обучающие видео продолжительностью не более 30 минут по одной тематике. 2. Наиболее эффективно проводить встречи практической направленности с обсуждением кейсов участников по отдельности с разными группами родителей. 3. Для повышения эффективности взаимодействия родителя с ребенком по формированию навыков, необходимо использовать визуальные материалы – визуальные подсказки и социальные истории. В подтверждение актуальности обучения и сопровождения для родителей, прикладываем файл в раздел 8.1 заявки.
Кроме этого, многие помогающие специалисты из других НКО, работающие с категорией детей и молодых взрослых с ОВЗ и инвалидностью, оказываются неготовыми к тому, что их благополучатели не владеют базовыми навыками самостоятельности. Это препятствует оказанию услуг по сопровождаемому проживанию, сопровождаемому трудоустройству, коррекции, развитию и реабилитации. В результате исследования среди НКО-партнеров, мы выявили, что половина из них сталкивается с проблемами, связанными с низким уровнем самостоятельности получателей услуг. Несколько организаций сталкивается с трудностями в работе из-за отсутствия стандартов оказания услуг, произведения оценки и мониторинга результатов. Отдельные организации отмечают сложности в работе с родителями, а также проблемы эмоционального выгорания у сотрудников. Вместе с этим, помогающие специалисты готовы обучаться, внедрять в свою работу новые практики, и согласны с тем, что проще и эффективнее реализовывать уже работающую технологию. На сегодня уже 3 организации обучаются у нас и доверяют многолетнему опыту нашей команды по формированию и развитию навыков самостоятельности. Актуальность для помогающих специалистов подтверждаем дополнительными материалами в пункте 8.1 заявки.

Цели

  1. Развитие условий для эффективной социализации и формирования самостоятельности у детей и молодых взрослых с ОВЗ и инвалидностью (в частности, с ментальными особенностями) через создание, апробацию и продвижение программы социальной инклюзивной адаптации "Я учусь жить", а также через создание программы сопровождения для значимых взрослых целевой группы.

Задачи

  1. Описать новую программу социальной инклюзивной адаптации "Я учусь жить" , интегрирующую существующие и вновь апробированные наработки по социальной адаптации и формированию навыков самостоятельности.
  2. Апробировать новую программу социальной инклюзивной адаптации "Я учусь жить" на основе существующих и новых наработок, путем работы группы дневного пребывания по развитию навыков самостоятельности и повышению жизненного потенциала внутри организации, а также включения опыта НКО-партнеров.
  3. Реализовать практическую часть программы сопровождения родителей (и других значимых взрослых) детей и молодых людей с ОВЗ и инвалидностью в очном и онлайн формате.