«Культурное наследие народов ханты и манси» по внедрению в образовательный процесс ДОО этнокультурных традиций посредством деятельности музея под открытым небом «Частица Югры»
География проекта
Целевые аудитории
Описание проекта
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, разработанным с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, идея сохранения и развития культуры нашей страны является приоритетной и распространена в современной дошкольной образовательной организации. Основанием для разработки проекта служат:
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.» (утверждена 05.10.2010 № 795).
2. Национальная доктрина образования в РФ» от 04.10.2000, № 751.
3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
4. Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (ред. от 25.01.2023)
6. Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в сфере образования и науки» от 07.05.2012 №559
7. Постановление Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 №338-п «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года.
8. Распоряжение правительства ХМАО-Югры от 14.08.2020 года №465-рп « О концепции развития этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера ХМАО-Югры и плане мероприятий на 2020-2024 годы»
В современной России проводится государственная политика культурного плюрализма, основанная на принципах равноправия и свободы в национально-этническом, культурном самоопределении народов, сохранения целостности и укрепления единства многонационального государства. Эти важнейшие принципы лежат в основе культурной политики государства, реализация которых начинается с первой ступени образования – с дошкольных учреждений.
Проектная деятельность «Культурное наследие народов ханты и манси» по внедрению в образовательный процесс ДОО этнокультурных традиций посредством деятельности музея под открытым небом «Частица Югры», предполагает заложить начала патриотизма и духовной культуры посредством введения ребенка в мир народной культуры и быта ханты и манси.
Обоснование социальной значимости
Социальная значимость проекта заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к культурно-историческому духовному наследию коренных малочисленных народов Югры (ханты, манси), природному и культурному окружению. Музейная педагогика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира. Музейная педагогика служит комплексному развитию, воспитанию гражданственности и духовности дошкольников.
Цели
Повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса для формирования разносторонней личности воспитанников и создание системы работы по этнокультурной компетентности педагогов, детей и родителей
Задачи
1. Создание комплекса условий для введения старших дошкольников в этнокультуру народа ханты и манси.
2. Формирование у детей элементарных представлений о мифопоэтической картине мира в представлениях коренного народа ХМАО-Югра, способах художественного оформления быта
3. Построение системы работы как целостного процесса передачи детям культурных ценностей и традиций народа ханты
4. Создание условий для обеспечения разных видов деятельности с детьми этнокультурной направленности и создание условий для формирования коммуникативных связей ДОО семьи
5. Создание материально-технической базы для организации деятельности этнокультурных мероприятий, с сохранением национальной культуры народов ХМАО-Югры
6. Воспитание патриотизма и экологической культуры воспитанников посредством вовлечения их в краеведческую, иссследовательскую деятельность, позволяющую им глубже понять самобытность культуры народов Севера
7. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников по использованию в работе этнокультурного компонента