Мое Обь-Иртышье. Трек "Вода". Регионы

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.03.2024 - 30.09.2024
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Первый конкурс 2024)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
2 631 011 руб.
Размер гранта
2 180 162 руб.
Cофинансирование
450 849 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Дети, подростки, молодежь
  2. Руководители экологических некоммерческих организаций и добровольческих объединений
  3. Население регионов Обь-Иртышского бассейна, участвующее в природоохранных мероприятиях

Описание проекта

Проект «Мое Обь-Иртышье» был разработан сектором молодежных проектов Движения «Третья планета от Солнца» в 2018 году. В 2019-2020 годах мероприятия проходили на территории Ханты-Мансийского автономного округа, а в 2021 году проект расширил свою географию на все регионы Обь-Иртышского бассейна и был разделен на 3 трека – вода, климат, биоразнообразие. Регионы-участники: 13 регионов страны - Омская, Томская, Свердловская, Курганская, Новосибирская, Челябинская, Кемеровская, Тюменская области, ХМАО и ЯНАО, Алтайский край, Республики Алтай и Хакасия. Кроме уже традиционных мероприятий проекта (они размещены на сайте https://clck.ru/XBrsY) в этом году мы впервые создали сеть из 20 детско-подростковых клубов по мониторингу за состоянием водных объектов на территории Ханты-Мансийского округа с формированием ими Интерактивной карты с результатами их работы – так называемой общественной мониторинговой карты за водными объектами (карта доступна по ссылке https://clck.ru/366Tny) в соответствии с грантом губернатора Югры.
Теперь любой подросток – участник проекта (а в итоге – любой желающий) имеет возможность составить более целостное понимание проблем загрязнения поверхностных вод региона и использовать данные с карты для разработки собственных учебно-исследовательских проектов. Безусловно, использовать результаты учебных исследований с точки зрения научной достоверности нельзя, однако они могут служить индикатором изменений и обоснованием обращения в экологические контролирующие органы.
Создание системы общественного экологического мониторинга является инновационным для регионов Обь-Иртышского бассейна и нашего Движения. При этом необходимо стандартизировать учебные исследования в целях их корреляции с другими регионами, это позволит создать единую систему мониторинга по одним и тем же показателям, а также поможет улучшить материально-техническое обеспечение детских лабораторий. Данный проект "Мое Обь-Иртышье. Трек "Вода". Регионы" предполагает включение в единую систему молодежного общественного мониторинга представителей остальных регионов Обь-Иртышского бассейна (12 регионов, за исключением Югры) и стандартизацию их исследований с исследованиями подростков Югры.
Эколого-просветительские и природоохранные мероприятия проекта, указанные на сайте https://clck.ru/XBrsY, пройдут за счет финансирования более крупного проекта "Мое Обь-Иртышье".

Обоснование социальной значимости

Многолетнее функционирование в бассейнах рек Оби и Иртыша крупнейших в России радиохимических, угледобывающих, металлургических, нефтехимических, нефте- и газодобывающих производств локально привело к радиоактивному, химическому и биологическому загрязнению вод и донных отложений рек, озер, болот и искусственных водоемов, подземных горизонтов. Проблемы качества воды в большей степени характерны для крупных промышленных центров, водоснабжение которых главным образом осуществляется за счет поверхностных водных источников. Приоритетными загрязняющими веществами рек Обь-Иртышского бассейна являются ионы аммоний, фосфаты, нитриты, органические вещества фенолы, нефтепродукты. Среди тяжелых металлов превышения допустимых концентраций наблюдаются для железа и меди, для марганца и цинка, преимущественно, в районах Средней и Нижней Оби (данные приведены в прикрепленных документах).
По результатам исследования ВЦИОМ (https://clck.ru/VALEF), самыми актуальными экологическими проблемами для своего региона из предложенного списка россияне выбрали загрязнение берегов городских и окружающих водоемов (44%), загрязнение городских и окружающих водоемов мусором (43%), загрязнение городских и окружающих водоемов промышленными и канализационными стоками и незаконную вырубку лесов (по 37% соответственно) и т.д.
Также респонденты рассказали, какое участие они принимают в охране окружающей среды: стараются не мусорить на улице и на природе (94%), убирают мусор на прилегающих к своему дому территориях (79%), практикуют раздельный сбор мусора и участвуют в уборке мусора на отдаленных территориях (по 49% соответственно). Таким образом имеется значительный потенциал для вовлечения населения в решение конкретных проблем, особенно наиболее активной части - детей, подростков и молодежи. Анализируя содержание конкурсных исследовательских работ в областях естественных наук (исследование воды, атмосферы, источников загрязнений, микроорганизмов и т.п.), приходишь к выводу, что большинство из них выполнены при участии ученых вузов, студентов и с использованием современного и дорогого оборудования, которое совершенно недоступно школам, не имеющим подобных контактов с Вузами. Представьте, как повысилось бы количество исследовательских работ школьников, будь у них и их учителей простые и доступные методы исследований, а заодно способствовало постоянному общественному наблюдению за водными объектами. Техническое оснащение клубов - участников проекта - позволит создать условия для развития инженерного образования в России и поддержать естественно-научные дисциплины, о чем говорил Президент РФ Путин В.В. (https://clck.ru/366S23).

Цели

  1. Вовлечение населения регионов Обь-Иртышского бассейна в решение локальных и региональных проблем загрязнения водных ресурсов

Задачи

  1. Содействие сбору и распространению информации о состоянии водных объектов Обь-Иртышского бассейна
  2. Организация практической природоохранной работы по мониторингу за состоянием и очистке водных объектов и их береговых линий
  3. Участие в развитии эколого-просветительской работы с населением Обь-Иртышского бассейна
  4. Участие в подготовке и повышении квалификации педагогов и руководителей экологических объединений

Похожие проекты