Нейрокогнитивное развитие ребенка в условиях ХМАО-Югры
Проект не получил поддержку
Сроки реализации
01.06.2025 - 28.12.2025
Источник финансирования
Грант губернатора (физ.лица) (Конкурс 2025 года)
В рамках конкурса
Грант Губернатора Югры для физических лиц 2025
Подробнее
География проекта
Целевые аудитории
Общая сумма расходов на реализацию проекта
500 000 руб.
Размер гранта
400 000 руб.
Cофинансирование
100 000 руб.
Описание проекта
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 20% детей страдают нарушениями когнитивных функций, и их количество продолжает увеличиваться. Проблемы с речью, памятью, вниманием негативно влияют на адаптацию ребенка к детскому саду и школе, выстраивание взаимоотношений с окружающими, нормальную успеваемость. Проблема отклоняющегося нейрокогнитивного развития в современной детской популяции актуальна для широкого круга специалистов: педагогов, психологов, врачей. В литературе отмечается, что представления о "норме" и "патологии" в детской популяции смещаются, спектр явлений обозначаемых, как "отклоняющееся развитие" (пограничная норма между нормой и патологией в детской популяции) увеличивается, и очень важно, как можно раньше, выявлять проблемы нейрокогнитивного развития детей, так как каждый ребенок у которого оно определяется, при своевременной помощи специалистов, потенциально способен выйти в нормативную зону (Семенович А.В.,2005). Данная проблема особо актуальна для детей проживающих в экологических условия ХМАО-Югры, так как неблагоприятные эндо- и экзогенные факторы среды влияют на протекание всех биологических процессов развития и состояния функциональных систем организма (Корчина Т.Я, 2014). Исходя из вышеизложенного исследование нейрокогнитивного развития ребенка в условиях Севера призвано определить критерии наличия компенсаторных механизмов, позволяющих преодолевать возрастную морфофункциональную несформированность, выявить факторы влияющие на созревание мозга и протекание психических процессов у типично развивающихся детей, а также у детей с риском развития аутизма (РАС) и синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Обоснование социальной значимости
Целевая аудитория: родители детей (3-12лет с рождения проживающих в ХМАО-Югре), желающие получить профессиональную оценку нейрокогнитивного развития их детей и рекомендации по его оптимизации. Родители детей получат актуальную информацию о нейрокогнитивном развитии своего ребенка. Своевременное выявление отклоняющегося развития у детей, и его коррекция позволит обеспечить детям нормативное развитие. Проблема: В современном обществе увеличивается процент детей испытывающих нейрокогнитивный дефицит - недостаточность познавательных функций, развившаяся вследствие структурных нарушений головного мозга. Экологически неблагоприятные условия ХМАО-Югры способствуют его развитию. Родители не в состоянии самостоятельно, без помощи специалиста, выявить данную проблему у своего ребенка и объясняют его нейрокогнитивный дефицит - пробелами в воспитании или избалованностью, думая, что повзрослев, ребенок, изменится, но такая позиция приводит к формированию нейрокогнитивных расстройств. Нейропсихологическая диагностика и своевременная коррекция позволит решить данную проблему и сохранить психическое здоровье ребенка.
Цели
• В ходе нейропсихологического исследования 100 детей (3-12лет, с рождения проживающих в ХМАО-Югре) выделить неблагоприятные факторы и разработать рекомендации, влияющие на их психическое развитие.
Задачи
• 1. Провести комплексное нейропсихологическое исследование 100 детей (3-12 лет ) с рождения проживающих в ХМАО-Югре.
• 2. Выявить специфические нейропсихологические факторы и синдромы характерные для детской популяции с рождения проживающей в ХМАО-Югре.
• 3. Составить для родителей исследуемых детей индивидуальные рекомендации направленные на оптимизацию нейрокогнитивного развития их детей.
• 2. Выявить специфические нейропсихологические факторы и синдромы характерные для детской популяции с рождения проживающей в ХМАО-Югре.
• 3. Составить для родителей исследуемых детей индивидуальные рекомендации направленные на оптимизацию нейрокогнитивного развития их детей.