Новое поколение – здоровое поколение

Реализован успешно
Сроки реализации 01.11.2020 - 20.03.2021
Источник финансирования Грант губернатора (физ.лица) (Конкурс 2020 года)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
250 000 руб.
Размер гранта
250 000 руб.

Целевые аудитории

Проект направлен на укрепление здоровья детей и подростков на базе Лицея № 2 с привлечением родительской общественности.

Описание проекта

Автор проекта Миндияхметова Рита Фаритовна Какова социальная значимость привития правильных привычек детям и подросткам? Обществу необходимы морально и физически здравые личности. Состояние оптимальной трудоспособности детей и взрослых напрямую связано с хорошим самочувствием, с нормальным функционированием систем организма. Одной из причин этому – искаженное понимание правильного образа жизни, привитого в раннем детстве. Установлено, что около 40% заболеваний взрослых имеют истоки в детском возрасте. Ребенок без физических и психических недугов активно включается в познавательную, трудовую, физкультурную, игровую деятельность. Это – одно из условий благополучного развития всех сфер личности, ее свойств и качеств. В том числе самоактуализации как цели воспитания. Осознанное формирование здоровых привычек с детства в массах – важная характеристика морального развития общества. Ученый-социолог Е.А. Подольская отмечает, что социальные нормы (табу, нравы, традиции и привычки) наиболее устойчиво проявляют себя, если они были привиты именно в раннем детстве. Степень привития здоровых привычек у взрослого, характер формирования их у детей оценивается обществом с точки зрения морали. Это позволяет утверждать, что соблюдение здорового образа жизни является не только личностной, но социальной категорией. Ведь от степени сформированности здравых привычек каждого индивидуума зависит судьба отдельной социальной группы, государства, народа. Общество поощряет активный образ жизни, отказ от приема алкоголя, соблюдение гигиенических норм. Здоровье – необходимое условие для развития личности, фактор успеха на последующих этапах жизни. И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее. Общеизвестно, что ведущим фактором, определяющим здоровье, является образ жизни. Планомерная и осознанная забота о состоянии здоровья зачастую пропорциональная его уровню. Древнегреческий философ Аристотель считал, что здоровье определяется воспитанием. Современные реалии также подтверждают, что от педагогов, как пласта просветительской и воспитательной деятельности, зависит здоровье нации. Исходя из данного определения, личностный уровень здоровья строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни и определяется индивидуальным стилем жизни. Стимулирование здорового образа жизни, по определению Концепции, относится к основным направлениям духовно-нравственного воспитания. Этот вектор воспитания качественно воздействует на иные ветви системы – духовно-нравственную среду учебного заведения, стимулирование самопознания и самовоспитания, воспитание духовности и трудолюбия, корректировку индивидуального направления духовно-нравственного развития каждого ребенка и прочие направления. Следовательно, здоровье во многом зависит от жизненной позиции и усилий человека, способного активно регулировать собственное состояние с учетом индивидуальных особенностей своего организма, реализовывать программы самосохранения и саморазвития. Для этого нужны мотивация формирования здоровья, культура знаний своего организма и способов совершенствования здоровья. Освоение основных компонентов здорового образа жизни возможно на основе принципа активности личности, позволяющего сочетать осознание ценности здоровья с формированием валеологических знаний и освоением практических навыков сохранения и укрепления здоровья и организация здорового образа жизни. Одна из приоритетных задач в профилактике вредных привычек – помочь подросткам осознать личную ответственность за свои поступки, научиться прогнозировать возможные положительные отрицательные последствия различных вариантов своего поведения. В связи с этим большая роль отводится таким формам работы, которые позволяют формировать культуру общения в различных ситуациях и направлены на нивелирование издержек виртуального общения. К числу таковых мы отнесли системное проведение следующих мероприятий: 1. Реализация курса внеурочной деятельности «Азбука здорового и безопасного образа жизни», которая в 5-9 классах интегрирована с курсом по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ «Я принимаю вызов!» 2. Проведение квестов. 3. Создание видеороликов. 4. Ведение форума, посвященного здоровому образу жизни, на сайте лицея. 5. Деятельность дискуссионного клуба. 6. Проведение «Дебатов». 7. Деятельность спортивного клуба 8. Деятельность семейного клуба. 9. Деятельность службы медиации. 10. Деятельность объединения волонтеров. Формирование у обучающихся культуры отношения к своему здоровью включает в себя: • культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма); • культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями); • культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями); культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их). Многое зависит от семейного воспитания, но с учетом того, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги. Оптимальной же является такая форма работы в данном направлении, которая позволяет консолидировать усилия семьи и образовательного учреждения в сохранении и укреплении здоровья. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья обучающихся МБОУ «Лицей №2» осуществляется по следующим направлениям: • организация занятости в спортивных секциях; • ежегодный медосмотр обучающихся; • проведение внеклассных мероприятий спортивно-оздоровительной, профилактической направленности, способствующих формированию здорового образа жизни • организация занятий в секциях спортивной направленности; • внедрение новых физкультурно-оздоровительных технологий и методик адаптивной физкультуры, основанных на индивидуализации физических нагрузок и способствующих восстановлению нарушенного здоровья и формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом; • организация двухразового полноценного питания, в т.ч. по типу «шведского стола», предоставление обучающимся возможности выбора блюд, формирование культуры питания. Реализация проекта позволит вырастить новое – здоровое поколение. Работа проводится по следующим аспектам социального здоровья: интеллектуальный, эмоциональный, социальный, личностный и духовный. Интеллектуальный аспект – это то, как учащиеся усваивают информацию, знают ли, где ее можно получить, и насколько умеют ей пользоваться. Эмоциональный аспект означает понимание своих чувств и умение выражать их в форме, понятной для других. Человек должен уверенно контролировать свои эмоции и знать, как их выражать в допустимой форме. Социальный аспект подразумевает осознание себя в качестве личности мужского или женского пола, наличие такой социальной среды, которая соответствует желаниям и потребностям того или иного человека. Личностный аспект – как учащиеся воспринимают себя, чего они стремятся достичь и что каждый понимает под успехом. Каждый человек самореализуется по-своему, и способ самореализации зависит от того, что каждый ценит и чего хочет добиться. Некоторые, например, находят способ самореализации в своей учебе или карьере, другие – в семье и отношениях с друзьями и т.д. Духовный аспект – это уровень нашей культуры, наличие у нас моральных норм, ценностей, которые определяют целостность нашей личности. Чтобы человека можно было назвать социально здоровым, реализация проекта ставит перед собой цель привитие таких качеств как: 1. Уметь ставить перед собой цель и находить пути ее достижения. 2. Уметь быстро адаптироваться в изменяющихся социальных условиях или в новом социальном коллективе. 3. Занимать положение в той или иной социальной среде соответственно собственным желаниям и внутренним ощущениям. 4. Уметь владеть своими чувствами и эмоциями, адекватно ориентироваться в различных жизненных ситуациях. 5. Иметь духовные ценности. 6. Уметь находить нужную информацию и использовать ее. Семья и школьные учреждения выступают важными институтами социализации в период становления личности ребенка. Они в равной степени могут повлиять на развитие у ребенка тех или иных аспектов социального здоровья, поэтому важно, чтобы процесс формирования этих аспектов был совместным, целенаправленным и давал положительные результаты. Поэтому проект реализуется в тесном сотрудничестве со всеми участниками: • обучающиеся • педагоги • родители. • социальные партнеры:  Центр медицинской профилактики  Центр «Кардея»  ДЮСШОР им. Беляева  Учреждения дополнительного образования  Центр медицинской профилактики  Центральная городская библиотека «Читай-город»  Центральная городская библиотека  Театр кукол «Барабашка» При реализации проекта личность развивается в Лицее по следующим аспектам: Интеллектуальный аспект формируется на уроках: дети учатся работать с литературой, знакомятся с огромным количеством разного рода информации, направленной на расширение интеллектуального кругозора. Принимают участие в практических занятиях, которые помогают использовать полученные ранее знания на практике. Учителя направляют ребят в их интеллектуальном поиске, советуют использовать любые источники информации, которыми так насыщен XXI век. Эмоциональный аспект формируется за счет требований к поведению на уроке, перемене. Эти требования учат детей правильному поведению в общественных местах, соблюдению дисциплины, умению общаться, адекватно реагировать на окружающие раздражители. Общаясь с учителями и сверстниками, ребята определяют отношение к самому себе и окружающим людям, учатся выражать свои чувства в форме, понятной другим. Все направлено на формирование правильного, гармоничного развития личности учащихся. В школе создаются все условия для комфортного обучения детей в соответствии с современными требованиями. Классные часы, тематические вечера, праздничные мероприятия, ролевые и развивающие игры и уроки дают большие возможности для формирования у детей духовного аспекта социального здоровья, развивают уровень культуры, моральные нормы, ценности, которые определяют целостность личности ребенка. Наряду с этим учителя организовывают выход на культурно-массовые мероприятия, проводимые в городе, – это, например, походы в кино, театр, музеи, лыжные прогулки, которые формируют не только культурные ценности у учащихся, но и развивают у них другие аспекты социального здоровья. Семья – это первый коллектив, в котором ребенок находится с момента появления на свет, первый институт социализации. Именно поэтому очень важно то, какое внимание семья уделяет социальному воспитанию ребенка. Родители создают условия для удобного доступа к информации, и если они ведут в семье политику, направленную на стремление ребенка узнавать все больше и применять полученные знания на практике, то интеллектуальный аспект социального здоровья у ребенка будет формироваться успешно. Выходы на культурно-массовые мероприятия, семейные праздники, соблюдение семейных традиций – все это душевно обогащает ребенка, он получает эмоциональную разрядку и чувство значимости, не говоря о том, что все эти мероприятия сближают детей с родителями. Семья – это самое важное, что есть у ребенка, и то, как к нему будут относиться родители, какое внимание они будут ему уделять, какие отношения он увидит между членами семьи, повлияет на его самоопределение и дальнейшую жизнь. В соответствии с проектом по формированию здорового образа жизни в МБОУ «Лицей №2» в период с 2020 по 2021 гг., будут достигнуты следующие показатели: 1. Увеличение охвата занятиями в спортивных секциях (не менее 45%). 2. Повышение показателя уровня воспитанности по показателю «отношение к здоровью», «экологическая культура» (мониторинг на уровне ученика) до 3,4 б. по шкале «уровня воспитанности». 3. Повышение показателя качества участия в спортивных соревнованиях: ежегодно обучающиеся лицея становятся призерами муниципального этапа «Президентских состязаний», соревнований в рамках проведения «Школьной волейбольной лиги». 4. По результатам социально-психологического тестирования отсутствуют факты отнесения обучающихся с высоким, средним уровнями риска потребления психоактивных веществ. Цель программы: совершенствование условий, способствующих положительной динамике показателя отнесенности обучающихся к 1 и 2 группам здоровья, повышение показателя значимости для обучающихся приоритетов здорового образа, отсутствие фактов потребления обучающимися психоактивных веществ. Задачи: 1. Внедрить новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающего формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательных отношений. 2. Повысить качество проведения мероприятий спортивной направленности. 3. Совершенствовать систему подготовки и проведения общелицейских мероприятий на основе проектной деятельности, развития деятельности «Спортивного клуба», «Дискуссионного клуба», «Семейного клуба», направленных на формирование приоритетов здорового образа жизни, совершенствование форм семейного воспитания. 4. Продолжить работу по совершенствованию организации двухразового полноценного питания в условиях образовательной организации. Планируемые результаты 1. Стабильность показателя отнесенности учащихся к 1 и 2 группам здоровья (основной) – не менее 82%. Отсутствие отрицательной динамики по показателям физического, психологического здоровья (результаты диагностики уровня воспитанности, диагностики личностного результата развития). 2. Повышение показателя качества участия в спортивных соревнованиях муниципального уровня до 20%. Увеличение охвата занятиями в спортивных секциях до 60%. 3. Увеличение количества родителей, принимающих участие в общешкольных мероприятиях, в том числе - спортивно-оздоровительной направленности до 30%. 4. Повысить показатель охвата обучающихся полноценным питанием в условиях образовательной организации. Сроки и этапы реализации программы: 1 этап – подготовительный (октябрь 2020 г.): • анализ уровня заболеваемости, отношения к вредным привычкам; • изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ; • разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий. 2 этап – апробационный ( октябрь 2020 – март 2021 гг.): • внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, 3 этап - контрольно-обобщающий (март 2021 г.): • сбор и анализ реализации программы; • коррекция деятельности.

Цели

Совершенствование условий, способствующих положительной динамике показателя отнесенности обучающихся к 1 и 2 группам здоровья, повышение показателя значимости для обучающихся приоритетов здорового образа, отсутствие фактов потребления обучающимися психоактивных веществ Привитие таких качеств как: 1. Умение ставить перед собой цель и находить пути ее достижения. 2. Умение быстро адаптироваться в изменяющихся социальных условиях или в новом социальном коллективе. 3. Занимать положение в той или иной социальной среде соответственно собственным желаниям и внутренним ощущениям. 4. Умение владеть своими чувствами и эмоциями, адекватно ориентироваться в различных жизненных ситуациях. 5. Иметь духовные ценности. 6. Уметь находить нужную информацию и использовать ее.

Задачи

1. Внедрить новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающего формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательных отношений. 2. Повысить качество проведения мероприятий спортивной направленности 3. Совершенствовать систему подготовки и проведения общелицейских мероприятий на основе проектной деятельности, развития деятельности «Спортивного клуба», «Дискуссионного клуба», «Семейного клуба», направленных на формирование приоритетов здорового образа жизни, совершенствование форм семейного воспитания. 4. Продолжить работу по совершенствованию организации двухразового полноценного питания в условиях образовательной организации.

Результат реализации проекта

Реализован успешно

`