Ожившие игрушки народов Севера 2.0
Реализуется
Сроки реализации
15.01.2024 - 30.06.2025
Источник финансирования
Президентский фонд культурных инициатив (Первый конкурс 2024)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
4 782 921 руб.
Размер гранта
2 994 021 руб.
Cофинансирование
1 788 900 руб.
Проект реализует:
Целевые аудитории
- Дети от 5 до 16 лет, проживающие на территории ХМАО-Югры, учащиеся в школе или посещающие дошкольные учреждения.
- Педагоги детских садов, педагоги родного языка, специалисты в сфере культуры.
Описание проекта
Изучение культуры, привитие традиций родного народа, любовь к окружающему миру - все это прививается человеку с самого детства. Наша Казымская территория до настоящего времени остается местом компактного расселения коренных малочисленных народов Севера– ханты и лесных ненцев, не утративших навыков хозяйственной деятельности, сохранивших ремесла, обычаи и традиционные верования. Поэтому мы все эти знания хотим вложить в наши игрушки и с малых лет прививать местным детям, а также детей других национальностей знакомить с культурой народов, на территории которой они проживают. При этом мы выбрали самую современную форму игр, которые есть на данный момент - интерактивные игрушки. Мы хотим, чтобы дети которые являются потомками коренных жителей прикасались к родной культуре и языку и узнавали ее с детства, даже если уже живет в селах и городах, а также чтобы все остальные дети нашего региона знали природу, животный мир глазами тех, кто постоянно живет в единстве с окружающим миром, сохраняя все традиции, переданные из поколения в поколение и знакомились я языком и культурой народов, на земле которой они живут.
Обоснование социальной значимости
Осмысление мира начинается с игры. Игра является одним из главных средств воспитания детей. Она отражает действительность, различные события жизни. Предложенные детям игрушки оказывают огромное влияние на формирование у ребенка самого ответственного этапа познания в жизни.
У каждого народа свои обряды, обычаи, предания, сказания, свои песни. Народное поэтическое творчество пришло к нам из глубокой древности. Духовно-нравственное, культурное наследие народа ярко проявляется в богатстве его фольклорных произведений. Мы все знаем с глубокого детства героев русских народных сказок, былин – Ивана – царевича, Никиту Кожемяку, Бабу Ягу, Елену Премудрую, Илью Муромца, Змея Горыныча и мн. других. А что знаем мы о героях хантыйских сказок, песен, сказаний? А ведь хантыйский фольклор – это уникальный богатейший материал. Это захватывающие и мистические истории, интересные герои.
Народ ханты – коренной народ нашего края, Югры. Казымская территория (которую коренные жители чаще всего называют Землей Кошачьего Локотка) - одно из немногих мест, где сохраняются древние традиции и живут люди, для которых история их предков – живая нить, связывающая прошлое и настоящее, предков и потомков, традиции и современность.
Суровые условия жизни на Севере сформировали совершенно особое мировоззрение, уклад жизни, уникальную культуру, где все взаимосвязано и гармонично. Здесь людьми управляют духи, все существа животного и растительного мира наделяются живою душою, а медведь является предком ныне живущих людей. Не случайно, когда ханты добывают медведя, устраивается особое ритуальное действо – медвежьи игрища .
С древних времен каждый ханты знал мифы, легенды о происхождении своего рода и место проживания. Они считались священными. Детям сказки рассказывали матери или бабушки. Язык этих сказок четок, понятен детям, сказки, как правило, короткие и простые. Окружающий мир детских сказок правдив, дети должны были познавать жизнь такой, как она есть. В сказках народа ханты главным героями выступают животные и растения. Все звери, явления природы, окружающие предметы и вещества говорят, как люди, они умны. Детские сказки поучительны: учат не лениться, жить на примере людей и зверей, окружающей природы: это твои враги - если ты глуп, если же ты умен и правдив— они твои друзья. Так взрослые учат жить маленького человека через детские сказки.
Наша цель – в игровой форме знакомить с фольклором казымских ханты через деревянные игрушки, которые понятны и интересны современному ребенку.
Фольклор народа ханты – от загадок, сказок, личных песен до священных песнопений – уникален. Кроме детских сказок есть и более серьезный богатый фольклорный материал: это песни – сказания, священные песнопения, песни –сценки, сказки, личные песни. Сам фольклор – не всегда прост для детей. Язык, особенно в священных песнопениях, не просто бытовой, он старинный, метафоричный. В рамках проекта планируется адаптировать фольклор казымских ханты для детей, разработать и произвести фигурки персонажей с движущимися элементами по фольклору казымских хантов.
Фольклор казымских ханты живой, много исполнителей фольклора живут именно на Казымской земле. Так в реестре нематериального культурного наследия ХМАО-Югры http://ugra-nasledie.ru/folklore/ из 19 мастеров фольклора – 9 с нашей территории, еще 2 человека (из двух) признаны исполнителями фольклора и 1 носителем фольклора.
Проект актуальный, так как может быть растиражирован на другие национальные поселения округа.
У каждого народа свои обряды, обычаи, предания, сказания, свои песни. Народное поэтическое творчество пришло к нам из глубокой древности. Духовно-нравственное, культурное наследие народа ярко проявляется в богатстве его фольклорных произведений. Мы все знаем с глубокого детства героев русских народных сказок, былин – Ивана – царевича, Никиту Кожемяку, Бабу Ягу, Елену Премудрую, Илью Муромца, Змея Горыныча и мн. других. А что знаем мы о героях хантыйских сказок, песен, сказаний? А ведь хантыйский фольклор – это уникальный богатейший материал. Это захватывающие и мистические истории, интересные герои.
Народ ханты – коренной народ нашего края, Югры. Казымская территория (которую коренные жители чаще всего называют Землей Кошачьего Локотка) - одно из немногих мест, где сохраняются древние традиции и живут люди, для которых история их предков – живая нить, связывающая прошлое и настоящее, предков и потомков, традиции и современность.
Суровые условия жизни на Севере сформировали совершенно особое мировоззрение, уклад жизни, уникальную культуру, где все взаимосвязано и гармонично. Здесь людьми управляют духи, все существа животного и растительного мира наделяются живою душою, а медведь является предком ныне живущих людей. Не случайно, когда ханты добывают медведя, устраивается особое ритуальное действо – медвежьи игрища .
С древних времен каждый ханты знал мифы, легенды о происхождении своего рода и место проживания. Они считались священными. Детям сказки рассказывали матери или бабушки. Язык этих сказок четок, понятен детям, сказки, как правило, короткие и простые. Окружающий мир детских сказок правдив, дети должны были познавать жизнь такой, как она есть. В сказках народа ханты главным героями выступают животные и растения. Все звери, явления природы, окружающие предметы и вещества говорят, как люди, они умны. Детские сказки поучительны: учат не лениться, жить на примере людей и зверей, окружающей природы: это твои враги - если ты глуп, если же ты умен и правдив— они твои друзья. Так взрослые учат жить маленького человека через детские сказки.
Наша цель – в игровой форме знакомить с фольклором казымских ханты через деревянные игрушки, которые понятны и интересны современному ребенку.
Фольклор народа ханты – от загадок, сказок, личных песен до священных песнопений – уникален. Кроме детских сказок есть и более серьезный богатый фольклорный материал: это песни – сказания, священные песнопения, песни –сценки, сказки, личные песни. Сам фольклор – не всегда прост для детей. Язык, особенно в священных песнопениях, не просто бытовой, он старинный, метафоричный. В рамках проекта планируется адаптировать фольклор казымских ханты для детей, разработать и произвести фигурки персонажей с движущимися элементами по фольклору казымских хантов.
Фольклор казымских ханты живой, много исполнителей фольклора живут именно на Казымской земле. Так в реестре нематериального культурного наследия ХМАО-Югры http://ugra-nasledie.ru/folklore/ из 19 мастеров фольклора – 9 с нашей территории, еще 2 человека (из двух) признаны исполнителями фольклора и 1 носителем фольклора.
Проект актуальный, так как может быть растиражирован на другие национальные поселения округа.
Цели
- Разработать приложение дополненной реальности для современных деревянных развивающих игрушек о традициях и культуре северных народов с озвучкой на хантыйском, мансийском, русском и английском языках для популяризации традиционных культурно-нравственных ценностей
Задачи
- Доработать приложение по дополненной реальности с командой проекта
- Провести презентации готовых игрушек, занятия с детьми, педагогами и специалистами культуры
- Осуществить трансляцию опыта