По тропинкам Югры
Проект не получил поддержку
Сроки реализации
01.09.2021 - 30.08.2022
Источник финансирования
Президентский фонд культурных инициатив (Первый конкурс 2021)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
2 589 821 руб.
Размер гранта
496 840 руб.
Cофинансирование
2 092 981 руб.
Целевые аудитории
- дети старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, их родители (законные представители)
Описание проекта
Реализация проекта подразумевает тесное переплетение творчества и технологии АМО (активные методы обучения), практики и теории, вовлечение детей в мир традиционного языка, сказок, музыки, декоративно-прикладного творчества народов, проживающих на территории ХМАО-Югры, в первую очередь, коренных народов Севера ханты и манси.
В рамках совместной деятельности с социальными партнерами - носителями культуры коренных малочисленных народов Севера, планируются беседы, просмотр познавательных фильмов, мультфильмов, творческая мастерская, художественные чтения, национальные игры, театрализованная деятельность. Важной частью проекта станут семейные праздники, развлечения, сюжетно-ролевые игры, в ходе которых воспитанники получат представление о родном городе, крае, его символике и достопримечательностях. Ролевые игры и театрализация позволят получить представление о жизни коренных малочисленных народов Севера, научат уважительно относиться к их традициям, укладу жизни, истории, языку и историко-культурному наследию. Благодаря проекту дошкольники научатся творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, продуктивной деятельности, а также усвоят позитивное восприятие национальных различий других культур, религий, убеждений, языка.
На занятиях по художественно-эстетическому развитию дошкольники знакомятся с художественными промыслами. Особый восторг у детей вызывает изготовление национальной игрушки – куклы Акань и использование её на занятиях как сюрпризный момент. В момент рукоделия педагог рассказывает историю, символическое значение куклы Акань, дети легко и с удовольствием получают ценные знания, закрепляя результат обучения в игровой форме.
Изучение орнаментов, символики ХМАО-Югры, изготовление традиционных аппликаций из ткани, меха, конструирование из бумаги, бросового материала (шишки, листья), - все это помогает детям осознать себя коренным жителем, наследником богатой истории и культуры Югры. Югра - удивительное место на Земле, где картина мира оживает орнаментами. А значит, эти орнаменты не утратили свою силу, сокровенный смысл и значение. "Собачья лапа", "прыгающая женщина", "сердца углублением", - через знакомство с видами орнаментов дети овладеют исследовательскими навыками, умением наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы, навыками поисковой деятельности. Творческий процесс познания окружающего мира, окутанный дымкой загадки и вековой истории позволяет дошкольникам легче социализироваться, реализовывать свой потенциал. В итоге наши воспитанники являются участниками и победителями конкурсов и викторин (на муниципальном, региональном и всероссийском уровне), что дает детям стимул к дальнейшей познавательной и творческой деятельности
В рамках совместной деятельности с социальными партнерами - носителями культуры коренных малочисленных народов Севера, планируются беседы, просмотр познавательных фильмов, мультфильмов, творческая мастерская, художественные чтения, национальные игры, театрализованная деятельность. Важной частью проекта станут семейные праздники, развлечения, сюжетно-ролевые игры, в ходе которых воспитанники получат представление о родном городе, крае, его символике и достопримечательностях. Ролевые игры и театрализация позволят получить представление о жизни коренных малочисленных народов Севера, научат уважительно относиться к их традициям, укладу жизни, истории, языку и историко-культурному наследию. Благодаря проекту дошкольники научатся творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, продуктивной деятельности, а также усвоят позитивное восприятие национальных различий других культур, религий, убеждений, языка.
На занятиях по художественно-эстетическому развитию дошкольники знакомятся с художественными промыслами. Особый восторг у детей вызывает изготовление национальной игрушки – куклы Акань и использование её на занятиях как сюрпризный момент. В момент рукоделия педагог рассказывает историю, символическое значение куклы Акань, дети легко и с удовольствием получают ценные знания, закрепляя результат обучения в игровой форме.
Изучение орнаментов, символики ХМАО-Югры, изготовление традиционных аппликаций из ткани, меха, конструирование из бумаги, бросового материала (шишки, листья), - все это помогает детям осознать себя коренным жителем, наследником богатой истории и культуры Югры. Югра - удивительное место на Земле, где картина мира оживает орнаментами. А значит, эти орнаменты не утратили свою силу, сокровенный смысл и значение. "Собачья лапа", "прыгающая женщина", "сердца углублением", - через знакомство с видами орнаментов дети овладеют исследовательскими навыками, умением наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы, навыками поисковой деятельности. Творческий процесс познания окружающего мира, окутанный дымкой загадки и вековой истории позволяет дошкольникам легче социализироваться, реализовывать свой потенциал. В итоге наши воспитанники являются участниками и победителями конкурсов и викторин (на муниципальном, региональном и всероссийском уровне), что дает детям стимул к дальнейшей познавательной и творческой деятельности
Обоснование социальной значимости
Формирование этнической культуры является одним из важных направлений современной педагогической деятельности. При этом важно научить подрастающее поколение наряду с развитием собственной национальной культуры понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать его в духе мира и уважения к другим народам. Как показывает анализ научно-методической литературы, целый ряд вопросов, связанных с формированием этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста, остается недостаточно разработанным. В их числе: отсутствие системности в видении самой проблемы этнокультурной компетентности; неполное раскрытие механизмов ее формирования; отсутствие критериев оценки уровней ее сформированности на различных этапах дошкольного детства; неразработанность организационно-педагогических условий и средств развития этнокультурной компетентности; отсутствие концепции и механизмов их системной реализации.
Для формирования основ этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в детском саду рабочей группой по организации работы по реализации Проекта создается этнокультурная среда, которая определяется взаимодействием образовательных пространств дошкольного учреждения. Она характеризуется гибкостью, вариативностью, открытостью, незавершенностью, чтобы создавать возможность для активизации познавательной деятельности детей, развития их творчества. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды как составляющей образовательного пространства дошкольного учреждения осуществляется за счет создания разнообразных мини-сред: мини-музеев этнокультурной направленности в группах, этнографический музей «Манси Кол» в холе образовательной организации, что является активным инструментом приобщения ребенка к культуре народа, на земле которых он проживает.
Создание системы работы по формированию этнокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, в условиях семьи посредством формирования познавательных представлений об этнических и экологических идеалах народа, на земле которых мы живем, в условиях эмоциональной включенности ребенка в этот процесс, позволяет воспитаннику усвоить свое культурное наследие, приобрести чувство национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в этом возрастном периоде.
Стоит отметить, важность реализации данного Проекта для формирования и экологической культуры воспитанников. Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, через реализацию раздела «Экология родного края», который включен в перспективный план Проекта «По тропинкам Югры», мы делаем акцент не только на приобщение их к добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, но и видеть красоту природы, участвовать в ее сохранении и приумножении.
В течении нескольких предыдущих лет МБДОУ «Детский сад №14» уже работал в направлении формирования экологической культуры воспитанников и отмечен дипломом 1 степени Национальной премии в области образования «Элита Российского образования» в номинации «За здоровьесберегающие технологии в образовании-2017». Также учреждение стало обладателем гранта ПАО «ЛУКОЙЛ» в номинации «Духовность и культура». Работы воспитанников детского сада использовались в выставке «Годичное кольцо» на Югорском лесном форуме, посвященном Дню работника леса в г. Ханты-Мансийске.
Проект «По тропинкам Югры» рассчитан на долгосрочную перспективу, что позволит:
- организовать эффективное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса;
- познакомить воспитанников с историей своего края, культурой и традициями коренного населения Югры;
- формировать представления о различных сторонах жизни своей малой Родины;
- воспитывать у детей любовь к окружающей природе.
Для формирования основ этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в детском саду рабочей группой по организации работы по реализации Проекта создается этнокультурная среда, которая определяется взаимодействием образовательных пространств дошкольного учреждения. Она характеризуется гибкостью, вариативностью, открытостью, незавершенностью, чтобы создавать возможность для активизации познавательной деятельности детей, развития их творчества. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды как составляющей образовательного пространства дошкольного учреждения осуществляется за счет создания разнообразных мини-сред: мини-музеев этнокультурной направленности в группах, этнографический музей «Манси Кол» в холе образовательной организации, что является активным инструментом приобщения ребенка к культуре народа, на земле которых он проживает.
Создание системы работы по формированию этнокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, в условиях семьи посредством формирования познавательных представлений об этнических и экологических идеалах народа, на земле которых мы живем, в условиях эмоциональной включенности ребенка в этот процесс, позволяет воспитаннику усвоить свое культурное наследие, приобрести чувство национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в этом возрастном периоде.
Стоит отметить, важность реализации данного Проекта для формирования и экологической культуры воспитанников. Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, через реализацию раздела «Экология родного края», который включен в перспективный план Проекта «По тропинкам Югры», мы делаем акцент не только на приобщение их к добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, но и видеть красоту природы, участвовать в ее сохранении и приумножении.
В течении нескольких предыдущих лет МБДОУ «Детский сад №14» уже работал в направлении формирования экологической культуры воспитанников и отмечен дипломом 1 степени Национальной премии в области образования «Элита Российского образования» в номинации «За здоровьесберегающие технологии в образовании-2017». Также учреждение стало обладателем гранта ПАО «ЛУКОЙЛ» в номинации «Духовность и культура». Работы воспитанников детского сада использовались в выставке «Годичное кольцо» на Югорском лесном форуме, посвященном Дню работника леса в г. Ханты-Мансийске.
Проект «По тропинкам Югры» рассчитан на долгосрочную перспективу, что позволит:
- организовать эффективное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса;
- познакомить воспитанников с историей своего края, культурой и традициями коренного населения Югры;
- формировать представления о различных сторонах жизни своей малой Родины;
- воспитывать у детей любовь к окружающей природе.
Цели
- Формирование этнокультурных, экологических компетенций детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями коренных малочисленных народов Севера.
Задачи
- Образовательные: • организовать эффективное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса • познакомить воспитанников с историей своего края, культурой и традициями коренного населения Югры • формировать представления о различных сторонах жизни своей малой Родины
- Воспитательные: • воспитывать у детей любовь к окружающей природе, малой Родине, семье • способствовать воспитанию нравственных качеств ребенка по отношению к окружающим независимо от его национальной принадлежности • воспитывать и развивать уважение к традициям и культуре коренного народа Югры
- Развивающие: • содействовать интеллектуальному и духовному развитию личности ребенка • развивать творческое воображение, мышление, внимание, память, умение исследовать • способствовать развитию познавательного интереса к изучению истории родного края, культуре и традициям КМНС
Похожие проекты
Кондитерское шоу
Проект не получил поддержку
Креативные индустрии
Нижневартовск, ХМАО-Югра, Другие регионы РФ
683 630 руб.
Грант губернатора (физ.лица) (Конкурс 2023 года)
Байк-пост "Слон"
Проект не получил поддержку
Креативные индустрии
Нефтеюганск
133 333 руб.
Грант губернатора (физ.лица) (Конкурс 2023 года)
MediaSoft
Реализуется
Поддержка проектов в сфере новых медиа
Нефтеюганск, Нефтеюганский район
862 701 руб.
Грант губернатора (физ.лица) (Конкурс 2023 года)
Научное киношоу "Свет, камера, сингулярность"
Проект не получил поддержку
Наука, образование и просвещение
ХМАО-Югра, Другие регионы РФ
249 694 руб.
Грант губернатора (физ.лица) (Конкурс 2023 года)