Познавательно-факультативный курс "Занимательная археология Югры" для учащихся средних школ города Нижневартовск

Реализован успешно
Сроки реализации 01.03.2021 - 30.04.2022
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Первый конкурс 2021)
Подробнее

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Активные пользователи интернета, интересующиеся мировым культурным наследием
  2. Школьники 5 классов города Нижневартовск (пяти учебных организаций)
  3. Жители города Нижневартовск и Нижневартовского района
  4. Жители города Нижневартовск, имеющие ограниченные возможности здоровья
  5. Мировое сообщество профессиональных археологов

Описание проекта

Нижневартовский район обладает уникальным археологическим наследием, потенциал которого, к сожалению, вне поля зрения людей и не используется в социокультурном и образовательном пространстве. Представленный проект направлен на популяризацию историко-культурного наследия региона, призван помочь учащимся и педагогам средних школ города глубже и предметнее изучить историю родного края и культуру народов, проживавших в древности на территории Нижневартовского района. Курс "Занимательная археология Югры" будет ориентирован на детей 5 классов, приступивших к изучению Древнего мира на уроках истории, охватит более 400 учеников, будет внедрен в следующем учебном году (2021-2022гг.) на площадку 5 школ города и рассчитан на 4 занятия (урок изучения нового, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, итоговый урок). В рамках курса дети познакомятся с увлекательной наукой археологией и профессией археолог, узнают как появились и развивались древнейшие люди на планете, какой была жизнь наших предков сто, тысячу, миллион лет назад, как именно археологи находят и изучают следы жизнедеятельности наших далеких предков. Отдельный блок будет посвящен древней истории Югры, на основе полученных исторических сведений от реализации предыдущих проектов организации будут разработаны практические занятия в занимательной интерактивной форме (живые демонстрационные уроки, экспериментальная археология, творческие задания, мастер-классы по древним технологиям и т.п.). В числе разработчиков и преподавателей курса - профессиональные историки, археологи, этнографы, педагоги. 
Серьезное внимание уделено включению в курс интерактивных форм работы с детьми. Для этого запланирована трехмерная оцифровка репрезентативных артефактов из фонда Сургутского музея и создание их цифровых 3D-моделей при привлечении ведущих специалистов в области фотограмметрии (Томский госуниверситет). Полученные 3D-виртуальные модели артефактов (https://www.artefact.tsu.ru/09figure) в отличие от статичных двухмерных изображений позволят детям тщательнее изучить пространственные характеристики археологического предмета (геометрию, текстуру, структуру). Напечатанные на профессиональном оборудовании точные 3D-реплики артефактов (ООО "Сайберком" г. Москва) позволят включить предметы древности в интерактивные программы как факультативного курса для детей, так и в дальнейшую музейно-просветительскую работу. После реализации познавательного курса в школах города, он будет в полном объеме передан в музей г. Нижневартовска для дальнейшей образовательной миссии. Копии артефактов можно будет брать в руки, ощупывать, наслаждаться и ценить культурное наследие посредством мультисенсорных ощущений. На основе полученных трехмерных моделей будут созданы виртуальные выставки на сайтах музеев гг. Сургут, Нижневартовск, что позволит представить на современном уровне уникальные археологические коллекции и дать возможность любому жителю страны познакомиться с древним прошлым многовековой Югры.

Цели

  1. Сформировать у обучающихся 5 классов города Нижневартовск систему знаний о древней истории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Вызвать интерес к науке археология и профессии археолога, сформировать понимание её общественной значимости.

Задачи

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение познавательно-факультативного курса
  2. Организация и проведение познавательно-факультативного курса "Занимательная археология Югры"

Результат реализации проекта

Проект реализован успешно, цель проекта достигнута с наилучшими количественными и качественными показателями. По итогам проекта можно сделать вывод, что применение археологического материала на уроках истории в 5 классах во время изучения курса древней истории мира эффективно и предоставляет ученикам прекрасную возможность для научного и более конкретного рассмотрения ряда сложных вопросов истории. Учебно-познавательная деятельность в данном направлении нацеливает учащихся на повышение заинтересованности к изучению археологии и позволяет выстроить целостную картину древнего мира. Посещая музеи учащиеся расширяют исторический кругозор и получают дополнительные знания по истории и культуре местного населения. Изучение археологии на уроках истории позволяет сформировать основы историко-культурного мышления школьников и воспитать осознание ими историко-культурной ценности региона. Через знакомство с археологией воспитывается истинный патриотизм и уважительное отношение к памятникам археологии. Необходимо с детства закладывать в сознание граждан основы краеведческих и археологических знаний о родном крае, разрабатывать приемы внедрения материалов этих дисциплин в школьные уроки. Включение археологического материала в учебный процесс позволило разнообразить уроки истории, что, в свою очередь, привело к расширению исторического кругозора школьников и повышению их уровня знаний о древней истории. Уроки археологии помогли детям сформировать целостную картину прошлого по археологическим находкам, а также легче усвоить пройденный материал. Использование археологического материала на уроках истории позволило учащимся соприкоснуться с историей, повысить у детей интерес к изучаемому материалу, достичь желаемой педагогической цели и, что немаловажно, вызвать бурю эмоций и чувство восхищения.