Правильный выбор - счастливая жизнь
Целевые аудитории
- Дети и подростки
Описание проекта
"Правильный выбор - счастливая жизнь". Именно от череды выборов, сделанных человеком, складывается его жизнь.
В последнее время употребление детьми и подростками алкоголя и наркотиков стали достаточно распространенным и открыто обсуждаемым явлением современной жизни. Все больше семей лицом к лицу сталкиваются с проблемами, возникшими в связи с непониманием детьми и подростками тяжелых последствий своих «шалостей». В этой ситуации особая ответственность ложится на учителей, воспитателей, психологов, социальных педагогов, врачей. Но если определить важным моментом именно профилактику употребления алкоголя и наркотиков, то можно предупредить ситуацию раньше, чем позже решать её последствия.
Данный проект нацелен на профилактику нарко- и алко- зависимости и на мотивацию ведения трезвого образа жизни. Нами планируется проведение лекционных мероприятий для детей и подростков, выстроенных таким образом, чтобы ребята не просто слушали, а вникали в самую глубину последствий своего выбора. Мы с ребятами поговорим о понятии удовольствие, о ядах и их влиянии на наши эмоции и в целом на организм. Дети узнают, почему после попадания небольшого количества в организм яда (наркотик, алкоголь), у человека поднимается активность. Оказывается, мозг подаёт сигнал сердцу стучать быстрее, что вызывает двигательную активность, запускается процесс метаболизма, таким способом организм пытается избавиться от яда. Мы же ошибочно полагаем, что от алкоголя и наркотиков люди становятся веселее. Если человек принял ещё большую дозу, организм пытается избавиться от яда физиологическим путем (рвота), если даже на этом этапе человек продолжает принимать яд, мозг даёт сигнал замедлиться, обездвижить тело, чтобы лишить человека физической возможности принимать яд дальше, на этом этапе мы можем наблюдать только тело человека, чаще всего спящее, его сознание отсутствует. Это схема работы любого яда. Теперь дети получают вопрос: «Если все яды действуют по данной схеме, то что такое наркотики и алкоголь?», «Для чего человек принимает наркотики и алкоголь?», здесь чаще всего дети дают следующие ответы: «Чтобы познакомиться, легче общаться, лучше танцевать, получить приятные ощущения, забыться, от горя, расслабиться, согреться, попробовать новенькое, от скуки, достигнуть эйфории, для приключений» и т.д. Здесь дети получают ответ, что всё то, что они перечислили, может уложиться в одну фразу: «Любой наркотик или алкоголь человек употребляет по одной единственной причине: он хочет, чтобы ему стало лучше и сразу, чтобы стало прямо сейчас хорошо». Получается, чтобы быть счастливым нужно принимать яд? Здесь возникает диалог, у детей запускается мыслительный процесс, это очень хорошо, потому что им не навязывают мысль о том, что наркотики и алкоголь – это плохо, они сами приходят к этой мысли. Потому что еще пару минут назад они перечисляли довольно позитивные причины принимать наркотики и алкоголь. Теперь же у них возникнет вопрос: «Где логика?»
Дальше ребята узнают о таком понятии, как шкала эмоциональных тонов, идут от нижних – к верхним показателям (смерть, апатия, горе, страх, скрытая враждебность, гнев, антагонизм, скука, консерватизм, сильный интерес, веселье и бодрость, энтузиазм). Это те состояния, в которых пребывает человек в зависимости от вида его деятельности и способа мышления. Дальше лектор рассказывает о том, как наркотик или алкоголь влияет на тон эмоции, изначально человек испытывает эйфорию, но, когда проходит действие яда, его эмоциональный тон резко падает по сравнению с тем, каким он был до принятия алкоголя или наркотиков. И теперь человек вынужден повышать дозу и частоту, чтобы не находиться совсем снизу по шкале, вот она, схема зависимости. Чтобы упасть по шкале до самого низа, обычно человеку требуется около 2-3 лет, практически всё это время он падает не только в своих эмоциях, но и в социальном и моральном плане.
Дальше дети узнают, какими позитивными способами можно поднять свой эмоциональный тон (спорт, любая физическая активность, смена деятельности, творчество, маленькие добрые поступки, окружение добрых и светлых людей, путешествия или турпоход, активный отдых, чтение, расширение свои знаний, прогулки, веселье, благодарность людям и миру).
Для того, чтобы эмоционально закрепить информацию, следующим этапом лекционного мероприятия будет проведение химических опытов, которые наглядно продемонстрируют происходящие в организме изменения после принятия наркотиков или алкоголя. Будут проведены следующие опыты:
- Реакция белка на спирт. Опыт демонстрирует, как наш организм, состоящий из белка, меняется под воздействием спирта.
- Соединение веществ разной плотности. Опыт демонстрирует проникновение вещества в жировую прослойку и трудности его выведения.
- Цветные реакции. Опыт демонстрирует эмоциональное состояние человека и его изменение после принятия наркотиков или алкоголя.
- Огонь в руке. Опыт демонстрирует кратковременные вспышки сознания.
- Взрыв водорода. Опыт демонстрирует полную утрату моральных ценностей.
- Цветок и исчезающие чернила. Опыт демонстрирует выведение веществ из организма. Здесь мы проводим аналогию с чистым желанием каждого человека жить прекрасно.
Определение социальной значимости. Поскольку существенной частью системы профилактики является организация досуга и занятости детей во внеурочное время. Ребятам будут предложены различные варианты проведения времени, заранее будут подготовлены списки творческих мастерских, туристических фирм, спортзалов.
Также дети будут делать фото с хештегом из дерева «Правильный выбор - счастливая жизнь» и размещать фото в соцсетях, что даст им возможность заявить о своей позиции относительно выбранного ими жизненного пути. По количеству размещенных постов также можно будет сделать выводы о положительных успехах реализации проекта.
По данным комитета образования города Нягань, общая численность подростков 9-11 классов на май 2021 года составляет 1493 человека (9 классы - 765 человек, 10 классы - 384 человека, 11 классы - 344 человека), именно они являются нашей аудиторией.
Цели
- Повысить уровень информированности учащихся 9-11 классов о сути наркотической и алкогольной зависимости
- Ориентировать школьников на твёрдую отрицательную позиции относительно предложений "попробовать".
Задачи
- 1. Закуплено оборудование, заказаны материалы для реализации проекта
- 2. Согласовано проведение лекционных мероприятий со школами города
- 3. Организованы и проведены лекционные мероприятия для учащихся 9-11 классов
- 4. Гласность позиции людей, выбравших трезвый образ жизни через хештег-акцию «Правильный выбор - счастливая жизнь» отражена в социальных сетях