Возрождение обрядового праздника народа ханты "Тылащ поры" (Угощение Луны)
Проект не получил поддержку
Сроки реализации
01.07.2022 - 31.12.2023
Источник финансирования
Фонд президентских грантов (Второй конкурс 2022)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
1 100 500 руб.
Размер гранта
515 000 руб.
Cофинансирование
585 500 руб.
Проект реализует:
Целевые аудитории
- Молодые семьи до 35 лет,проживающие на терриитории сельского поселения Кышик
Описание проекта
Нас с рождения окружает мир музыки, мир песни, значит, маленький праздник каждый день. Слово «праздник» звучит так «еманг хатл», что в переводе означает священный день. Это связано с тем, что изначально праздники носили ритуальный характер. «Еманг хатл» устраивали перед охотничьим или рыболовным сезоном и просили об удаче в предстоящем промысле.
В праздники всякая хозяйственная деятельность отменяется. В этот день можно услышать весь богатый фольклор народа. Если ритуальные праздники проводят мужчины, то поклонение силам природы, встреча весны проводили пожилые женщины для детской аудитории, где для них устраивали познавательно – развлекательные игры. Одним из таких праздников, является праздник «Тылащ поры» - Угощение луны.
К сожалению, в настоящее время праздник уходит в не бытье, как и знатоки культуры. Проблема в том, что не с кем проводить эти праздники. Последние годы в поселке к сожалению, угас огонек популяции национальных программ. В школе давно уже не изучают язык и не проводят кружковую работу по национальному ДПИ. Печально смотреть на все это. Как хотелось бы, нам знатокам культуры и языка передать свой опыт и знания молодому поколению, заинтересовать их.
Проект носит интегрированный характер, расширяет знания в сфере языка, духовной культуры, декоративно- прикладном искусстве. Интегрированное обучение дает возможность соединить знания по отдельным сферам в единое целое, на основе чего у участников проекта формируется единое целое восприятие жизни народа. В ходе подготовке к празднику, участники проекта шьют праздничную национальную одежду, на мастер-классах изучают танцевально-песенную и обрядовую культуры народа, этику социальных отношений, культуру общения в хантыйском обществе. Итогом обучения является сам обрядовый праздник «Тылащ поры», где участники проекта будут участвовать в конкурсе национальной одежды, национальной кухне, покажут номера художественной самодеятельности.
В праздники всякая хозяйственная деятельность отменяется. В этот день можно услышать весь богатый фольклор народа. Если ритуальные праздники проводят мужчины, то поклонение силам природы, встреча весны проводили пожилые женщины для детской аудитории, где для них устраивали познавательно – развлекательные игры. Одним из таких праздников, является праздник «Тылащ поры» - Угощение луны.
К сожалению, в настоящее время праздник уходит в не бытье, как и знатоки культуры. Проблема в том, что не с кем проводить эти праздники. Последние годы в поселке к сожалению, угас огонек популяции национальных программ. В школе давно уже не изучают язык и не проводят кружковую работу по национальному ДПИ. Печально смотреть на все это. Как хотелось бы, нам знатокам культуры и языка передать свой опыт и знания молодому поколению, заинтересовать их.
Проект носит интегрированный характер, расширяет знания в сфере языка, духовной культуры, декоративно- прикладном искусстве. Интегрированное обучение дает возможность соединить знания по отдельным сферам в единое целое, на основе чего у участников проекта формируется единое целое восприятие жизни народа. В ходе подготовке к празднику, участники проекта шьют праздничную национальную одежду, на мастер-классах изучают танцевально-песенную и обрядовую культуры народа, этику социальных отношений, культуру общения в хантыйском обществе. Итогом обучения является сам обрядовый праздник «Тылащ поры», где участники проекта будут участвовать в конкурсе национальной одежды, национальной кухне, покажут номера художественной самодеятельности.
Обоснование социальной значимости
В эпоху нарастания глобальных проблем человечества все большее значение приобретают взаимодействие и взаимопонимание различных культур, в том числе, постиндустриальных и традиционных. Народы Севера создали уникальную культуру, ориентированную на конструктивные взаимоотношения человека с окружающим миром, в первую очередь, — природным. Эта культура воспроизводится средствами традиционной культуры, ценности которой значимы для представителей любого другого этноса.
Актуальность социально-культурного исследования традиций определяется совокупностью социально-политических, идеологических, внутритеоретических факторов, главными из которых являются: назревшая потребность общества в осмыслении и восстановлении традиций как значимого агента социальной стабилизации; угрожающая всему миру активизация религиозного фундаментализма; необходимость критического переосмысления традиционалистски-ориентированных идеологем, служащих обоснованием межнациональной и межкультурной розни.
К тому же, интерес к проблеме традиции в период позднего социализма подспудно мотивировался нараставшим социокультурным вакуумом, закономерным в обществе, начавшем отсчет своей исторической жизни с нуля, изгнавшем всякую культурную память, кроме революционной, но все больше на практике отдалявшегося от соответствия критериям «революционности».
Сохранение и поддержка коренных народов является сегодня одной из актуальных проблем мирового масштаба. Важность ее решения подчеркивается многими документами, прежде всего, это Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001 г.) и «Конвенция по вопросам охраны нематериального культурного наследия» (2003 г.), которая является дополнением к принятой в 1972 «Конвенции ЮНЕСКО по вопросам охраны мирового культурного и природного наследия».
К настоящему времени традиция в «чистом виде» практически не сохранилась. Видоизменившись под влиянием новаций, она существует в виде обновленной традиции, неотрадиции. Это реальность, отражающая одновременно преемственность, социальное наследование и новацию, изменение. Социально-культурная анимация как раз и характеризует единство, меру традиции и новации. Если эта мера нарушается и начинает доминировать одна из сторон, то имеет место консервация традиции, превращение ее в музейный экспонат либо навязывание чуждого, не приемлемого для данного этнокультурного сообщества опыта. В обоих случаях наблюдается разрушение «живой» традиции и потеря преемственности социального опыта.
Отличительной особенностью социально-культурной анимации является то, что она тесно связана с семейно-бытовой сферой жизнедеятельности и этнической культурой конкретных народов. Однако не менее существенно понимание того, что обновленная традиция и обряд в целом - это не только праздник, театр, но и значимая составляющая реальной жизни этнокультурных сообществ, помогающая им успешно адаптироваться к современным условиям.
Все вышеизложенное обусловливает необходимость поиска форм, средств и методов социально-культурной деятельности как первостепенного приоритета сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера, т.к. назрела потребность конструктивно использовать позитивный опыт социально-культурной деятельности.
Актуальность социально-культурного исследования традиций определяется совокупностью социально-политических, идеологических, внутритеоретических факторов, главными из которых являются: назревшая потребность общества в осмыслении и восстановлении традиций как значимого агента социальной стабилизации; угрожающая всему миру активизация религиозного фундаментализма; необходимость критического переосмысления традиционалистски-ориентированных идеологем, служащих обоснованием межнациональной и межкультурной розни.
К тому же, интерес к проблеме традиции в период позднего социализма подспудно мотивировался нараставшим социокультурным вакуумом, закономерным в обществе, начавшем отсчет своей исторической жизни с нуля, изгнавшем всякую культурную память, кроме революционной, но все больше на практике отдалявшегося от соответствия критериям «революционности».
Сохранение и поддержка коренных народов является сегодня одной из актуальных проблем мирового масштаба. Важность ее решения подчеркивается многими документами, прежде всего, это Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001 г.) и «Конвенция по вопросам охраны нематериального культурного наследия» (2003 г.), которая является дополнением к принятой в 1972 «Конвенции ЮНЕСКО по вопросам охраны мирового культурного и природного наследия».
К настоящему времени традиция в «чистом виде» практически не сохранилась. Видоизменившись под влиянием новаций, она существует в виде обновленной традиции, неотрадиции. Это реальность, отражающая одновременно преемственность, социальное наследование и новацию, изменение. Социально-культурная анимация как раз и характеризует единство, меру традиции и новации. Если эта мера нарушается и начинает доминировать одна из сторон, то имеет место консервация традиции, превращение ее в музейный экспонат либо навязывание чуждого, не приемлемого для данного этнокультурного сообщества опыта. В обоих случаях наблюдается разрушение «живой» традиции и потеря преемственности социального опыта.
Отличительной особенностью социально-культурной анимации является то, что она тесно связана с семейно-бытовой сферой жизнедеятельности и этнической культурой конкретных народов. Однако не менее существенно понимание того, что обновленная традиция и обряд в целом - это не только праздник, театр, но и значимая составляющая реальной жизни этнокультурных сообществ, помогающая им успешно адаптироваться к современным условиям.
Все вышеизложенное обусловливает необходимость поиска форм, средств и методов социально-культурной деятельности как первостепенного приоритета сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера, т.к. назрела потребность конструктивно использовать позитивный опыт социально-культурной деятельности.
Цели
- Активизировать работу с молодыми семьями народа ханты, направленную на формирование этнического самосознания, через погружения в празднично-обрядовую деятельность.
Задачи
- Познакомить с изготовлением национальной одежды
- Познакомить с национальной обрядовой кухней народа ханты
- Повысить уровень понимания родного языка и традиций, через участия в творческих мастер-классах и в итоговом этапе обучения в обрядовом празднике «Тылащ поры».
Команда
Похожие проекты
" Адаптация и социализация детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"
Реализуется
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
Нягань
368 258 руб.
Грант губернатора (физ.лица) (Конкурс 2023 года)
Дорога к счастью
Заявлен на грант
Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства
Когалым
200 000 руб.
Муниципальный грант / Субсидия (Когалым)
АНО ЭМПАТИЯ
Фестиваль Зимние забавы для русской души
Проект не получил поддержку
Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства
3 356 000 руб.
Грант губернатора СО НКО (Первый конкурс 2024)
РСОО ХМАО-ЮГРЫ ФЕДЕРАЦИЯ ХОККЕЯ
+4
Давай с нами!: организация реабилитационного пространства для подростков группы риска
Проект не получил поддержку
Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства
853 085 руб.
Грант губернатора СО НКО (Первый конкурс 2024)
БФ РАЗВИТИЯ БОКСА В ЮГРЕ