Югорская международная молодёжная археологическая экспедиция (ЮММАЭ)
Проект реализует:
Целевые аудитории
- Молодежь и студенты
- Население ХМАО-Югры
- Коренные малочисленные народы Севера
- Научная региональная общественность
- Научная российская и зарубежная общественность
Описание проекта
В январе 2018 года Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Н.В. Комаровой запущен проект «Многовековая Югра» (п. 1.5 Протокола № 25 Проектного комитета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.01.2018), нацеленный на использование историко- культурного ресурса региона в социальной сфере, который несет важную социальную функцию – формирование региональной идентичности. Проект сориентирован, прежде всего, на будущее Югры, то есть, на молодежь. Цель предлагаемого нами проекта – с привлечением студентов национальной молодежи и специалистов, в том числе, иностранных, раскрыть одну из тайн истории Югры.
В истории Севера азиатской территории России и Севера Западной Сибири, в частности, до настоящего времени остается много «белых пятен», одно из которых – памятники эпохи раннего неолита, периода, с которого на территории Югры появляется многочисленное постоянное население – поселение Каюково-1 и городище Каюково-2.
Каюково-1 и Каюково-2 – это расположенные рядом два археологического памятника, принадлежащие одной исторической общности – Каюковской археологической культуре. В последние два года возобновилось комплексное изучение Каюково-2. Результаты исследований позволили сделать вывод о связи происхождения жителей этого поселения с выходцами из Ближнего Востока или Передней Азии.
В этом году прошел симпозиум «Неолит Севера Евразии: Каюковская культура VII-VI тыс. до н.э.», состоящий из камерной и полевой частей мероприятия. Результатом симпозиума в научном плане стало изученное городище Каюково-2, но остался не изученным расположенный рядом аналогичный памятник поселение Каюково-1. В полевой части симпозиума на территории юрт Пунси, кроме студентов Кильского университета и археологов СурГУ, приняли участие жители юрт Пунси: помогли отремонтировать бывшую биостанцию МГУ – создали возможность проживания и проведение исследований. Кроме того, жители юрт Пунси участвовали в экспериментальной деятельности – ловили рыбу, стреляли уток для части исследований. А также были слушателями серии докладов.
Наша задача – совместить научные исследования с летними образовательными программами. Социальное переориентирование прикладных научных исследований на использование в социальной сфере, проведение в рамках полевых археологических исследований программ дополнительного образования национальной молодежи (коренных малочисленных народов Севера – КМНС) и учащихся вузов.
При проведении научных полевых археологических исследований участники будут получать навыки работы с различными видами инструментов, приборов и техники, участвовать в различных экспериментах, получат навыки проживания в полевых условиях; вместе с тем, прослушают курс лекций по древней истории региона, а также услышат научные доклады о результатах археологических исследований. Кроме того, получат возможность неформального общения, в том числе, языкового. Участникам проведут экскурсии по объектам достопримечательного места Пунси, познакомят с бытом и традиционной культурой КМНС.
Цели
- Создание на постоянной основе ЮММАЭ как площадки для изучения, поддержания образования и культурных традиций КМНС, международного научного сотрудничества в сфере археологии и культурного наследия Югры, развитие науки и технологий. честв
Задачи
- 1. Формирование молодежной группы из учащихся СурГУ, Кильского университета, КМНС Нефтеюганского и Сургутского районов.
- 2. Формирование научной группы из специалистов СурГУ, Кильского университета, ИИиА УрО РАН.
- 3. Производство научно-исследовательских работ на объектах археологического наследия ХМАО-Югры.
- 4.Проведение научных форумов, лекториев, образовательных лекций, в том числе, полевых. Экскурсии по объектам достопримечательного места Пунси.
- 5. Подготовка полномасштабных информационных материалов для СМИ (фото- и видеоматериалы, воспроизведение художником быта и культуры аборигенного населения, научные доклады).
- 6. Формирование материально-технической базы – для функционирования экспедиции. Туристическое и научное оборудование, формирование логистических схем.