Интеллектуальный клуб "Mentalskill"

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.07.2022 - 30.12.2022
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Второй конкурс 2022)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
1 052 763 руб.
Размер гранта
498 964 руб.
Cофинансирование
553 799 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. дети младшего школьного возраста, проживающие на территории города Сургута

Описание проекта

Интеллектуальный клуб «Mentalskill» - проект, реализуемый силами АНО ДПО «Институт развития компетенций» с 2018 года в школах города Сургута. На данный момент к проекту присоединилось 6 школ: МБОУ СОШ №12, МБОУ СОШ №15, МБОУ СОШ №25, МБОУ СОШ №26, МБОУ СОШ №32, МБОУ «СТШ».
Цель проекта - формирование и развитие учебно-познавательной мотивации и вовлеченности в образовательный процесс у школьников 1 - 4 классов. Формат мероприятий – игровые тренинги.
В рамках расширения деятельности проекта за счет средств гранта предусмотрена реализация 20 мероприятий. Каждый тренинг имеет свою тематику, соответствующую общей цели Проекта и одному из направлений: 1) эффективность общения; 2) креативность и мышление речи; 3) стрессоустойчивость; 4) базовые навыки; 5) творческое мышление. Целевая аудитория – школьники младшего школьного возраста (6–10 лет). Общее количество участников – 100 человек (20 групп по 5 человек).
Средства гранта позволят: 1) расширить охват целевой аудитории: подключить к проекту участников, индивидуально обратившихся и не являющихся учащимися школ, с которыми заключено соглашение о сотрудничестве; 2) модернизировать предметно-пространственную среду Клуба и методическое обеспечение тренингов (на основе анализа данных, полученных в рамках предыдущей практики реализации); 3) организовать работу в мини-группах (требования по обеспечению мер по предотвращению распространения COVID-19; в целях повышения эффективности тренингов).
Особенности тренингов: 1) реализация тренингов в игровом формате: повышенная активизация участников позволит более эффективно задействовать их эмоциональные, умственные, физические ресурсы для усвоения новых знаний и навыков, а также добиться проявления инициативы, настойчивости, креативности и целеустремленности; 2) командная работа: работа в команде делает каждого более открытым и терпимым, учит взаимодействовать с другими людьми, налаживать связи и эффективно сотрудничать; в команде нужно подчиняться решению большинства, и это воспитывает в человеке адекватное восприятие мира, учит логическому и критическому мышлению, проявлять эмпатию, слушать, уважать, понимать других, развивает эмоциональный интеллект; 3) анкетирование участников до и после тренинга.
Задача игровых тренингов - не заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося и в результате вели к формированию положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников.
Ожидаемый результат - повышение мотивации обучающихся к саморазвитию, раскрытию и развитию личностных способностей и метакомпетенций, выраженное в положительной динамике элементов мотивационной сферы участников тренингов: позитивного отношения к учебе и саморазвитию; самооценки; творческого мышления; стрессоустойчивости и т.п.

Обоснование социальной значимости

Предлагаемый к реализации проект обусловлен актуальной проблемой современного начального образования – снижение уровня сформированности и развития учебно-познавательной мотивации в младшем школьном возрасте. Целевая аудитория проекта – обучающиеся 1–4 классов школ г.Сургута. По данным Департамента образования г. Сургута на сентябрь 2021 г. общее количество обучающихся 1–4 классов - 25742 ребенка.
На сегодняшний день общество развивается очень стремительно, экономике требуются человек новой формации, активный, умный, быстро адаптирующийся к новым условиям жизни. В соответствии с указами Президента РФ № 204 от 07.05.2018 г., № 474 от 21.07.2020 г.целевым показателем по направлению «Образование» является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Данное положение отражено в Постановлении Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 г. № 338-п, в Распоряжении Правительства ХМАО-Югры от 22.03.2013 № 101–рп. Достижение национальной цели поставило задачу внедрения новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс. Сегодня уже недостаточно дать школьникам сумму знаний - необходимо учить учиться, развить их познавательную и учебную мотивацию.
Наиболее сензитивный и благоприятный для развития учебной мотивации является младший школьный возраст. Уровень сформированности учебно-познавательной мотивации в младшем школьном возрасте является предиктором общей успешности и продуктивности обучения, социальной адаптивности и эмоциональной устойчивости. В период обучения ребёнка в начальной школе важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, т.е. сделать её устойчивым личностным образованием ученика. Поэтому ФГОС НОО одним из основных личностных результатов обучения обозначает сформированность мотивации к обучению и познанию.
По данным Института возрастной физиологии РАО, более 90% детей, поступающих в первый класс, не имея негативного опыта предшкольного обучения, очень хотят в школу. В первые месяцы каждый из них старается, остро переживает неудачи, готов часами заниматься, но уже к декабрю более 60% первоклассников не хотят учиться [Безруких М.| Трудности обучения письму и чтению в начальной школе | Журнал «Начальная школа» № 17/2009]. Тенденция снижения учебной мотивации сохраняется и в дальнейшем. Результаты мониторинга «Школьники: ориентиры и ценности», проведенного ОНФ и фондом «Национальные ресурсы образования» в декабре 2018 г. показал снижение доли ребят, которым нравится учиться в школе [https://onf.ru/2019/02/15/monitoring-onf-za-proshedshiy-god-umenshilas-dolya-detey-kotorym-nravitsya-uchitsya-v/].
В январе 2022 г. в рамках проведения Гайдаровского форума министр просвещения С. Кравцов еще раз обозначил важность и актуальность проблемы, сказав: «важно заботиться не только о тех школьниках, которые хотят учиться и проявляют определённые способности, но и о тех, кто испытывает трудности в обучении. Эти дети тоже могут быть успешными в жизни, проявлять активность, развивать экономику, быть руководителями. Наша задача – помочь им» [https://edu.ru/news/glavnye-novosti/nasha-vazhneyshaya-zadacha--pomoch-kazhdomu-rebyon/].
Анализ практики, полученной в рамках проведения АНО ДПО «Институт развития компетенций» с 2018 г. тренингов саморазвития в школах г. Сургута, указывает на то, что причина снижения учебной мотивации часто обусловлена тем, что для значительной части учащихся предъявляемый школой уровень требований оказывается недосягаемым как вследствие индивидуальных способностей, так и ввиду отсутствия интереса к его достижению, а также в результате существенных изменений социокультурных условий развития современных школьников (использование гаджетов, ограничение контактов со сверстниками, исчезновение сюжетно-ролевой игры).
Важными показателями успешного формирования учебно-познавательной мотивации являются: 1)уровень социально-коммуникативных навыков и эмоционального развития ребенка, в т.ч. сформированность самооценки и уверенного поведения, преодоление страхов и тревожности, приобретение навыков работы в группе; 2) актуализация творческой позиции, в т.ч. развитие творческого мышления, способностей к саморазвитию, усвоению способов добывания знаний; 3)уровень овладения междисциплинарными базовыми понятиями (метапредметными компетенциями).
Таким образом, проблема формирования учебной мотивации лежит на «стыке» обучения и воспитания (воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, в сочетании с активной жизненной позицией) и есть не простое возрастание положительного отношения к учению, а стоящие за ним и имеющие социальную и экономическую значимость качество обучения ребенка в дальнейшем, его поведение, отношение к школе и в целом к образованию и самообразованию.

Цели

  1. Формирование и развитие учебно-познавательной мотивации и вовлеченности в образовательный процесс у детей младшего школьного возраста, проживающих на территории города Сургута

Задачи

  1. Модернизация предметно-пространственной среды Интеллектуального клуба "Mentalskill"
  2. Проведение 20 игровых тренингов для детей младшего школьного возраста, проживающих на территории города Сургута
  3. Анализ результатов реализации проекта