Кинопросвещение в Луганской Народной Республике
Проект не получил поддержку
Сроки реализации
01.02.2024 - 30.10.2024
Источник финансирования
Фонд президентских грантов (Первый конкурс 2024)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
5 727 065 руб.
Размер гранта
2 999 275 руб.
Cофинансирование
2 727 790 руб.
Проект реализует:
Целевые аудитории
- Педагоги: сотрудники учреждений образования, культуры, социальной сферы, молодежной политики ЛНР
- Дети начального, среднего и старшего школьного возраста
- Родительская аудитория
Описание проекта
Кинопедагогика сегодня – перспективное направление образования, способное активизировать воспитательный и просветительский потенциал кинематографа, стать действенным инструментом педагога и родителя в формировании мировоззрения детей и подростков. Кино, являясь синтетическим искусством, вбирает в себя сразу несколько других видов искусства: музыку, литературу, театр, живопись, танец; и тем самым формирует культуру зрителя. В ценностно-смысловом контексте за короткий промежуток времени кино позволяет зрителю прожить опыт героев на экране, сопереживать, размышлять, видеть примеры и антипримеры и делать внутренний выбор в пользу лучших моделей поведения, проводить анализ и делать выводы. С точки зрения кинотворчества и увлечения им подростками, важно отметить его образовательный эффект: оно развивает проектное мышление, коммуникативные навыки, командное чувство, видение логических и причинно-следственных связей. Оба аспекта (кинопросмотр и кинтворчество) формируют навыки понимания образного языка, языка кино и медиа. И во всём этом важно проводить обучение и реализовывать наработку этих навыков.
Система проектов по кинопедагогике реализуется Фондом "Жизнь и Дело" и ФРИТИ под брендом "Ноль Плюс". Она включает проведение международных кинофестивалей и просветительских кинопоказов по России; киноуроков, кинолекториев и киноклубов для детей и подростков; семинаров по кинопедагогике и киновоспитанию для педагогов и родителей; обучающих киносмен и всероссийских фестивалей детского кинотворчества; работу образовательного онлайн-кинотеатра zeroplus.tv, собирающего ценностно-ориентированный киноконтент, дополненный методическими материалами; производство познавательных документальных и игровых фильмов, а также видеокурсов по кинопедагогике.
В рамках текущего проекта совместно с Луганской Государственной академией Культуры и Искусств им. М. Матусовского планируется:
1. организация и проведение семинаров и вебинаров по кинопедагогике и киномодерации для педагогов, работников культуры и социальной сферы ЛНР;
2. киноуроков для учащихся начальных, средних, старших классов с интерактивными показами и обсуждениями ценностно-ориентированного кино из фильмофонда программы "Ноль Плюс";
3. республиканского киноконкурса среди подростков, на который они будут отправлять свои работы по направлениям "Актёр", "Режиссёр", "Оператор", "Аниматор", "Репортёр";
4. проведение недельной киношколы с участием отобранных подростков и созданием ими фильмов, мультфильмов и видеорепортажей под руководством опытных кинематографистов.
Сотрудничество с ЛГАКИ им. М. Матусовского продолжается с 2019 года: делегации ЛНР приезжают на международный форум "Кинопедагогика" в Тюмень; дети из ЛНР участвуют в наших кинотворческих мероприятиях в Тюмени, Горно-Алтайске; в течение июня 2023 реализуется программа повышения квалификации преподавателей Академии.
Проект предлагает запустить в ЛНР систему кинопедагогики, которую освоят и будут применять педагоги и работники культуры.
Система проектов по кинопедагогике реализуется Фондом "Жизнь и Дело" и ФРИТИ под брендом "Ноль Плюс". Она включает проведение международных кинофестивалей и просветительских кинопоказов по России; киноуроков, кинолекториев и киноклубов для детей и подростков; семинаров по кинопедагогике и киновоспитанию для педагогов и родителей; обучающих киносмен и всероссийских фестивалей детского кинотворчества; работу образовательного онлайн-кинотеатра zeroplus.tv, собирающего ценностно-ориентированный киноконтент, дополненный методическими материалами; производство познавательных документальных и игровых фильмов, а также видеокурсов по кинопедагогике.
В рамках текущего проекта совместно с Луганской Государственной академией Культуры и Искусств им. М. Матусовского планируется:
1. организация и проведение семинаров и вебинаров по кинопедагогике и киномодерации для педагогов, работников культуры и социальной сферы ЛНР;
2. киноуроков для учащихся начальных, средних, старших классов с интерактивными показами и обсуждениями ценностно-ориентированного кино из фильмофонда программы "Ноль Плюс";
3. республиканского киноконкурса среди подростков, на который они будут отправлять свои работы по направлениям "Актёр", "Режиссёр", "Оператор", "Аниматор", "Репортёр";
4. проведение недельной киношколы с участием отобранных подростков и созданием ими фильмов, мультфильмов и видеорепортажей под руководством опытных кинематографистов.
Сотрудничество с ЛГАКИ им. М. Матусовского продолжается с 2019 года: делегации ЛНР приезжают на международный форум "Кинопедагогика" в Тюмень; дети из ЛНР участвуют в наших кинотворческих мероприятиях в Тюмени, Горно-Алтайске; в течение июня 2023 реализуется программа повышения квалификации преподавателей Академии.
Проект предлагает запустить в ЛНР систему кинопедагогики, которую освоят и будут применять педагоги и работники культуры.
Обоснование социальной значимости
Проблематика сферы образования лежит в стремительной технологизации мира. Для дошкольного образования важно своевременно заложить основу для понимания детьми современных медиа, дать базовые представления о кибербезопасности. Школьному образованию необходимо систематическое изучение и применение медиатехнологий в кинопедагогическом процессе для качественного применения медиа и киноконтента на уроках. Для дополнительного и среднего проф. образования важно системное обучение и реализация практик для молодого поколения, которые учат критическому мышлению, осмысленному подходу к потреблению любой информации, адекватному восприятию данных, защите от манипуляций средств массовой информации. В задачи педагогических отрядов входит также обучение педагогического состава, изучение методик работы по медиапедагогике, а также повышение компетенций педагогов. Для работников сферы культуры, общественных организаций, административных образовательных ведомств проблемой является поиск новых актуальных решений для привлечения и развития культуры молодой аудитории.
Есть проблемы, имеющие системный характер:
– Недостаточный объём реализации медиапедагогических практик в учреждениях образования, культуры, социальной сферы России.
– Недооцененный воспитательный потенциал кино и кинотворчества в семье. Согласно нашим опросам и данным партнеров, Национальной Родительской Ассоциации, обсуждение кино или совместное кинотворчество – нерегулярная семейная практика.
– Низкий уровень цифровой грамотности, приводящий к проблеме информационной безопасности современного видеоконтента. Ленты соцсетей в гаджетах подростков предлагают неструктурированный, "трендовый", и не всегда соответствующий ценностям контент. Популярная культура экрана не заботится о личностном и интеллектуальном развитии зрителя.
Согласно опросам (приложение в п.8.1.):
1. из 132 руководителя учреждений 86% респондентов считают использование кино в воспитательных целях востребованной практикой; 69% признает необходимость обучения педагогов своих образовательных учреждений кинопедагогическим и медиаобразовательным технологиям.
2. из 113 опрошенных педагогов и воспитателей 97,3% (!!) считают необходимым для дошкольного / школьного образования наличие пополняющейся коллекции фильмов воспитательной тематики, которой можно пользоваться в учебно-воспитательной деятельности.
Кино формирует духовное начало и мировоззрение подрастающего поколения, имеет воздействие на психику, влияет на характер, поведение и привычки. Через видеоконтент дети воплощают в сознании и привносят в свою жизнь транслируемые образы, смыслы и идеи. Сегодня, когда дети растут, будучи в окружении аудиовизуальной информации, чрезвычайно необходимо извлекать и применять потенциал экранных искусств в эстетическом, культурно-просветительском и духовно-нравственном воспитании. Для решения актуальных задач – реализуется программа "Кинопедагогика".
Подтверждением спроса на тему кинопедагогики со стороны педагогов и специалистов сферы культуры, социальной сферы выступает количество заявок на наш форум (более 800 в 2020 г. и 1076 шт. в 2021 г.) и отраженные в них данные. Так, ключевыми выявленными запросами участников форума формулируются следующие профессиональные потребности:
1. Получить новые актуальные медиапрактики для повышения эффективности образовательных процессов.
2. Совершенствовать профессиональную квалификацию, получить практический опыт и знания от экспертов.
3. Найти ресурсы и подборки фильмов (для дошкольников, для пожилых людей, инклюзивной тематики, профориентационного содержания).
4. Узнать способы внедрения кинопедагогических и медиаобразовательных практик в образовательные процессы.
Государство также увидело серьёзность данной темы и начало первые движения в эту сторону. Это можно увидеть в Поручении Президента РФ по итогам заседания Совета по культуре и искусству (п.5 № Пр-77 от 23.01.2021) «Минпросвещения России совместно с Минкультуры России рассмотреть вопрос об изучении наследия отечественного кинематографа в рамках реализации основных общеобразовательных программ».
Важность развития медиаобразования заявлена в рамках реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. в качестве приоритетного направления развития информационно-коммуникационных технологий, но пока не получила своего должного развития.
Также является проблемой то, что кинотворчеству не уделяется должного внимания со стороны государства (детские студии развиваются только энтузиастами), в то время как оно имеет ощутимый эффект на развитие личности, о чем свидетельствует обратная связь участников и родителей киносмен (приложение 8.1.)
Мы говорим о РФ, но ситуация в ЛНР на самом деле аналогичная. Именно поэтому сотрудничество с ЛГАКИ им. Матусовского в развитии кинопедагогики у нас продолжается, и мы рассчитываем, что благодаря поддержке Фонда президентских грантов, оно примет системный характер и даст долгосрочный эффект, позволив ЦА развить и реализовывать нужные навыки в сфере.
Есть проблемы, имеющие системный характер:
– Недостаточный объём реализации медиапедагогических практик в учреждениях образования, культуры, социальной сферы России.
– Недооцененный воспитательный потенциал кино и кинотворчества в семье. Согласно нашим опросам и данным партнеров, Национальной Родительской Ассоциации, обсуждение кино или совместное кинотворчество – нерегулярная семейная практика.
– Низкий уровень цифровой грамотности, приводящий к проблеме информационной безопасности современного видеоконтента. Ленты соцсетей в гаджетах подростков предлагают неструктурированный, "трендовый", и не всегда соответствующий ценностям контент. Популярная культура экрана не заботится о личностном и интеллектуальном развитии зрителя.
Согласно опросам (приложение в п.8.1.):
1. из 132 руководителя учреждений 86% респондентов считают использование кино в воспитательных целях востребованной практикой; 69% признает необходимость обучения педагогов своих образовательных учреждений кинопедагогическим и медиаобразовательным технологиям.
2. из 113 опрошенных педагогов и воспитателей 97,3% (!!) считают необходимым для дошкольного / школьного образования наличие пополняющейся коллекции фильмов воспитательной тематики, которой можно пользоваться в учебно-воспитательной деятельности.
Кино формирует духовное начало и мировоззрение подрастающего поколения, имеет воздействие на психику, влияет на характер, поведение и привычки. Через видеоконтент дети воплощают в сознании и привносят в свою жизнь транслируемые образы, смыслы и идеи. Сегодня, когда дети растут, будучи в окружении аудиовизуальной информации, чрезвычайно необходимо извлекать и применять потенциал экранных искусств в эстетическом, культурно-просветительском и духовно-нравственном воспитании. Для решения актуальных задач – реализуется программа "Кинопедагогика".
Подтверждением спроса на тему кинопедагогики со стороны педагогов и специалистов сферы культуры, социальной сферы выступает количество заявок на наш форум (более 800 в 2020 г. и 1076 шт. в 2021 г.) и отраженные в них данные. Так, ключевыми выявленными запросами участников форума формулируются следующие профессиональные потребности:
1. Получить новые актуальные медиапрактики для повышения эффективности образовательных процессов.
2. Совершенствовать профессиональную квалификацию, получить практический опыт и знания от экспертов.
3. Найти ресурсы и подборки фильмов (для дошкольников, для пожилых людей, инклюзивной тематики, профориентационного содержания).
4. Узнать способы внедрения кинопедагогических и медиаобразовательных практик в образовательные процессы.
Государство также увидело серьёзность данной темы и начало первые движения в эту сторону. Это можно увидеть в Поручении Президента РФ по итогам заседания Совета по культуре и искусству (п.5 № Пр-77 от 23.01.2021) «Минпросвещения России совместно с Минкультуры России рассмотреть вопрос об изучении наследия отечественного кинематографа в рамках реализации основных общеобразовательных программ».
Важность развития медиаобразования заявлена в рамках реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. в качестве приоритетного направления развития информационно-коммуникационных технологий, но пока не получила своего должного развития.
Также является проблемой то, что кинотворчеству не уделяется должного внимания со стороны государства (детские студии развиваются только энтузиастами), в то время как оно имеет ощутимый эффект на развитие личности, о чем свидетельствует обратная связь участников и родителей киносмен (приложение 8.1.)
Мы говорим о РФ, но ситуация в ЛНР на самом деле аналогичная. Именно поэтому сотрудничество с ЛГАКИ им. Матусовского в развитии кинопедагогики у нас продолжается, и мы рассчитываем, что благодаря поддержке Фонда президентских грантов, оно примет системный характер и даст долгосрочный эффект, позволив ЦА развить и реализовывать нужные навыки в сфере.
Цели
- Обеспечение доступа детей и подростков, педагогов и родителей Луганской Народной Республики к качественному духовно-нравственному киноконтенту, представляющему собой инструмент воспитательной и просветительской работы, и образовательным практикам, формирующим культуру кинопросмотра.
Задачи
- Формирование и сопровождение кинопедагогического сообщества ЛНР
- Развитие навыков родителей в киновоспитании
- Развитие творческого потенциала подростков ЛНР
- Реализация кинопросветительских мероприятий
Похожие проекты
Социальный тренинг "Семья мое - все!"
Заявлен на грант
Наука, образование и просвещение
Нягань
249 359 руб.
АНО АРТ КОЛЛАЖ
Русская душа
Сохранение исторической памяти
Нягань
244 700 руб.
ЧУ МУЗЕЙ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ КУРОЧКА РЯБА
ТРИЛОГИЯ ЖИВАЯ ПАМЯТЬ
Проект не получил поддержку
Наука, образование и просвещение
ХМАО-Югра, Сургут
1 831 800 руб.
Грант губернатора СО НКО (Второй конкурс 2023)
ОО СУРГУТСКАЯ ГОРОДСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖУРНАЛИСТОВ
"Удивительные цифры России"
Проект не получил поддержку
Наука, образование и просвещение
Сургут
177 220 руб.
Грант губернатора СО НКО (Второй конкурс 2023)
АИТРЛ
Всего сотрудников
2