Развивающие деревянные пазлы с творческим заданием по фольклору народов севера

Реализуется
Сроки реализации 01.03.2023 - 31.05.2024
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Первый конкурс 2023)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
722 748 руб.
Размер гранта
499 748 руб.
Cофинансирование
223 000 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Дети от 2 до 15 лет, проживающие на территории ХМАО-Югры, учащиеся в школе или посещающие дошкольные учреждения. Дети, которым интересна культура родного народа и природа родного края.
  2. Педагоги детских садов, педагоги родного языка, специалисты в сфере культуры

Описание проекта

Наш проект берет свое начало в 2020 году. Собравшись с педагогами детского сада "Олененок" с.Казым и носителями хантыйского языка, мы решили разработать уникальные развивающие игрушки о нашем регионе и о культуре нашего народа, позволяющие детям знакомиться с родным языком. Это вопрос для меня стал актуальным, когда появились свои дети, мне захотелось рассказами им о нашей местности и предках в понятной и интересной для них форме – деревянных играх. Мной была собрана команда, был написан и выигран проект на грант губернатора Югры, на него мы смогли приобрести лазерный станок и сырье – березовую фанеру высокого качества для производства игрушек, а также оплатить работу всем специалистам, принимающим участие в проекте. Проект по гранту завершился в марте 2021 года – за это время было разработано больше 10 видов игрушек: пазлы, игры со вставками, трафареты – игры, позволяющие развивать мелкую моторику, фантазию, усидчивость, внимание и при этом знакомящие с родным краем. После завершения проекта мы продолжили работу, к нам присоединились педагоги с.Саранпауль и носители языков мансийского и зырянского (с.Саранпауль). С марта 2021 года по июнь 2022 года мы перевели все имеющиеся хантыйские игрушки на мансийский и зырянский языки, но кроме этого разработали еще большую серию новых игр (больше 20 видов) о растительном и природном мире, а также о традиционной жизни. У нас появились новые темы, а также новые формы, к имеющимся добавились мемори, домино, настольные игры, фигурки для театра. Этот проект является уникальным, потому что в нашем регионе и стране нет аналогов таким игрушкам. Сейчас наши игрушки находятся в некоторых образовательных и культурных учреждения округа, а меня приглашают рассказывать о них педагогами региона.
Цель текущего проекта - популяризация традиционных культурно-нравственных ценностей через современные деревянных развивающие игрушки, позволяющие прикоснуться к миру традиций и культуры народов севера через фольклор. Текущий проект задумывается, как продолжение уже проделанной работы. В рамках данного проекта планируется создать ряд современных игрушек в виде пазлов для детей (не менее 10 видов), рассказывающих о сказках, легендах, сказаниях народа ханты, тренирующие внимательность, память и мелкую моторику. Каждый пазл будет содержать загадку по теме произведения, на которую можно будет ответить, собрав пазл. Элементы будут вырезаны в форме героев и предметов конкретной сказки. Все картинки будут подписаны названиями на хантыйском, мансийском и русском языках, что позволит учить родной язык детям, умеющим читать, а также детям, приехавшим со стойбищ через игру лучше узнавать русский язык.
Средства гранта будут использованы на приобретение шлифовального станка, плоттер. Также на закупку материала для игрушек (фанера), картона для упаковки, тары с краской в каждый набор, фотобумагу для инструкций, клеящую бумагу, оплаты услуг консультантов, педагогов, носителей языка, художника, дизайнера.

Обоснование социальной значимости

Осмысление мира начинается с игры. Игра является одним из главных средств воспитания детей. Она отражает действительность, различные события жизни. Предложенные детям игрушки оказывают огромное влияние на формирование у ребенка самого ответственного этапа познания в жизни. В нашем округе наблюдается рост численности населения, на 1 января 2021 года составляет 1 688 378 человек. Национальный состав округа очень разнообразен, но в нашем проекте обратим выделим коренные народы региона - ханты и манси. По последним данным из Википедии численность коренных жителей составляет 2,1%: народа ханты - 1,33%, народа манси - 0,77%. Если посмотреть, данные национального состава по районам, то видим, что численность ханты больше всего в Ханты-Мансийском районе (9,3% от общего числа населения) и Белоярском районе (8,3% от общего числа населения), численность манси преобладает в Березовском (14% от общего числа населения) и Кондинском (10,5% от общего числа населения) районах. Таблицы из Википедии приложены ниже. Проблемы, которые сейчас существуют в нашем округе:
1. Большинство детей коренных малочисленных народов не знают родной язык: В настоящее время знанием традиций и языка своего народа отличается взрослое поколение, а молодежь и дети почти не знают язык предков (исключение - дети, которые родились и выросли в традициях своего народа). Я провела опрос в соцсетях (вконтакте) и мессенджерах (viber), суммарно в опросе участвовало 80 человек, из них к коренным народам (ханты, манси, коми, ненцы) относится 75%. У большинства проголосовавших из числа коренных жителей дети не знают родной язык (24,5% знают, 75,5% не знают). А на вопрос о том, хотели бы обучать детей с помощью интерактивных игр «Да» ответили 96,3%, ответили "Нет"3,7%. Таким образом, мы действительно увидели по результатам опроса, что у коренных жителей дети в основном не говорят на родном языке, но они хотели бы их обучить с помощью игрушек.
2. В образовательных учреждениях недостаточно наглядных современных пособий для погружения в культуру и язык народа: Изучение традиций должно иметь большое значение для современного воспитательно-образовательного процесса как национальных дошкольных учреждений, так и национальных школ. В Ханты-Мансийском автономном округе функционирует 312 муниципальных школ. На территории Югры действует 63 малокомплектных сельских школ. В 28 школах Югры школьники изучают родные языки и литературу обско-угорских народов – хантыйский, мансийский, ненецкий и зырянские языки. В образовательную программу включены 8 предметов этнокультурного содержания: родной язык, родная литература, краеведение, география и экология и история Югры, охотоведение и рыболовство, культура народов Севера. Эти предметны дети изучают по учебникам, нет ни одного наглядного пособия, которые бы помогали закрепить материал.
3. Дети, которые приезжают в сельскую местность со стойбищ плохо знают русский язык: С новыми игрушками не только легко будет знакомиться с северными языками сельским и городским детям, но и проще адаптироваться и запоминать русские слова детям, которые приезжают в сельскую местность из мест традиционного проживания, плохо знающих русский язык и говорящие на родном языке.
В проекте участвуют специалисты из районов, в которых преобладает коренное население: Белоярский район (с.Казым, с.Полноват), Березовский район (с.Саранпауль, д.Теги, пгт.Березово). Ярче культура представлена - сохранились традиции народов - именно в маленьких поселениях, поэтому в первую очередь наш проект направлен именно на такие населенные пункты. Конечно, будем сотрудничать и с остальными городами ( в том числе г.Ханты-Мансийск, г.Сургут) и поселками округа.

Цели

  1. Популяризация традиционных культурно-нравственных ценностей через современные деревянных развивающие игрушки, позволяющие прикоснуться к миру традиций и культуры народов севера через фольклор

Задачи

  1. Разработать и произвести игрушки с командой проекта
  2. Провести презентации готовых игрушек и занятия с детьми
  3. Осуществить трансляцию опыта

`