"Ёр ванты манлу" - Пойдем, поборемся
Реализуется
Сроки реализации
01.07.2022 - 01.09.2023
Источник финансирования
Фонд президентских грантов (Второй конкурс 2022)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
421 000 руб.
Размер гранта
200 000 руб.
Cофинансирование
221 000 руб.
Проект реализует:
Целевые аудитории
- Молодежь в возрасте от 12 до 35, относящаяся коренным малочисленным народ Севера и проживающая в небольших населенных пунктах (большей части труднодоступной)
Описание проекта
Обские угры (ханты и манси) издавна проживают небольшими семьями на дальних расстояниях друг от друга, это обусловлено традиционным образом жизни (рыбалка, охота, оленеводство). Встречались все вместе редко, обычно во время больших ритуальных церемоний - Медвежьи Игрища, жертвоприношения Великим духам на местах общего поклонения. В свободное от обрядов время мужчины устраивали состязания. Существовало несколько видов состязаний.
Это была в обхват, вольная, на поясах. Дети помладше состязалась в перетягивании палки, перетягивании аркана шеей, перетягивании веревки мизинцами. Соревновались не только мужчины, но и женщины. Состязания - это не просто развлечение для культуры народов Севера. Это важный момент в духовном воспитании молодежи, в передаче нравственных ценностей, социализации подрастающего поколения. В культуре народа ханты пожелание здоровья звучит как "Таланг ёш, таланг кур" - "Целые руки, целые ноги". Быть здоровым, значить иметь здоровое тело. Это важно в условиях выживания на Севере. Соревновались по-разному. Фраториями, селениями, родами. Но в любом случае победа отдельного борца воспринималась как победа всей партии, всего общества. Состязания в борьбе проводились на особых площадках, расположенных в сакральных местах. Есть сведения, что в борьбе непосредственно возле идолов и священного лабаза принимали участие только женщины и девочки. Мужчины не имели права приходить к женским сакральным местам. (Соколова З.П. Страна Югория, 1977.) Данные факты свидетельствуют о явно выраженном ритуальном характере борьбы у хантов и манси и её глубокой связи с мифологическими представлениями.
Выходя на состязание, мальчик показывал, что вырос, окреп, это момент инициации. Проявляя себя, юноша становится видным женихом, ему может достаться лучшая невеста. В то же время агрессии практически не было, все сопровождалось шутками, посвистыванием, даже песнями. Мужчины давали наставления на будущее проигравшим. Тут же проводились мастер-классы от опытных борцов, раскрывались секреты ведения борьбы. Шел обмен опытом. Мужчины постарше рассказывали в перерывах мифы про богатырей и жизненные истории.
В рамках данного проекта будут организованы состязания и мастер-классы в разных населенных пунктах Белоярского района. А в конце обучающих семинаров будет организован районный фестиваль национальных игр и борьбы "Ёр ванлу манлу" - "Пойдем, поборемся", который будет призван восстановить и передать подрастающему поколению разные виды состязаний. В ходе встреч будет передан богатый фольклорный материал. Планируется объединить молодежь района, познакомить, это поможет в будущей социализации детей из труднодоступных поселений. Кроме того, будут выявлены молодые спортивные таланты станут основой районной команды в соревнованиях по национальной борьбе.
Тарлин Яков Н - 20 лет является тренером по национальной борьбе, формирует окружную команду. Он и станет основным наставником молодежи.
Это была в обхват, вольная, на поясах. Дети помладше состязалась в перетягивании палки, перетягивании аркана шеей, перетягивании веревки мизинцами. Соревновались не только мужчины, но и женщины. Состязания - это не просто развлечение для культуры народов Севера. Это важный момент в духовном воспитании молодежи, в передаче нравственных ценностей, социализации подрастающего поколения. В культуре народа ханты пожелание здоровья звучит как "Таланг ёш, таланг кур" - "Целые руки, целые ноги". Быть здоровым, значить иметь здоровое тело. Это важно в условиях выживания на Севере. Соревновались по-разному. Фраториями, селениями, родами. Но в любом случае победа отдельного борца воспринималась как победа всей партии, всего общества. Состязания в борьбе проводились на особых площадках, расположенных в сакральных местах. Есть сведения, что в борьбе непосредственно возле идолов и священного лабаза принимали участие только женщины и девочки. Мужчины не имели права приходить к женским сакральным местам. (Соколова З.П. Страна Югория, 1977.) Данные факты свидетельствуют о явно выраженном ритуальном характере борьбы у хантов и манси и её глубокой связи с мифологическими представлениями.
Выходя на состязание, мальчик показывал, что вырос, окреп, это момент инициации. Проявляя себя, юноша становится видным женихом, ему может достаться лучшая невеста. В то же время агрессии практически не было, все сопровождалось шутками, посвистыванием, даже песнями. Мужчины давали наставления на будущее проигравшим. Тут же проводились мастер-классы от опытных борцов, раскрывались секреты ведения борьбы. Шел обмен опытом. Мужчины постарше рассказывали в перерывах мифы про богатырей и жизненные истории.
В рамках данного проекта будут организованы состязания и мастер-классы в разных населенных пунктах Белоярского района. А в конце обучающих семинаров будет организован районный фестиваль национальных игр и борьбы "Ёр ванлу манлу" - "Пойдем, поборемся", который будет призван восстановить и передать подрастающему поколению разные виды состязаний. В ходе встреч будет передан богатый фольклорный материал. Планируется объединить молодежь района, познакомить, это поможет в будущей социализации детей из труднодоступных поселений. Кроме того, будут выявлены молодые спортивные таланты станут основой районной команды в соревнованиях по национальной борьбе.
Тарлин Яков Н - 20 лет является тренером по национальной борьбе, формирует окружную команду. Он и станет основным наставником молодежи.
Обоснование социальной значимости
Проблемы молодежи народа ханты и лесных ненцев в целом такие же, как у всех других народов, относящихся к коренным малочисленным народам. Следует отметить, что исследование проводилось среди молодежи 12 - 35 лет, относящихся к числу коренных малочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности. Методы исследования - беседа, наблюдение, анкетирование. Авторы проекта пообщались с жителями Казыма, Юильска и Нумто, всего опрошено 28 человек. Можно сказать, что данная целевая группа поднимает следующие проблемы:
1. Проблема социализации в незнакомой среде (из-за этого - трудность в получении образования и трудоустройстве)
2. Отсутствие разнообразия досуга. Основной досуг в селах - дискотеки.
3. Безработица лиц, проживающих в селах и деревнях.
4. Проблема алкоголизма и на фоне этого суицид.
Изучением проблем молодежи на протяжении 5 лет занимается обско-угорский институт прикладных исследований и разработок. Вот некоторые из выводов ученых: «Проведенные социологические исследования отражают неопределенность в жизненном векторе молодежи. Пары до 35 лет в своих суждениях поднимают острые социальные проблемы, требующие решения: трудоустройство молодых специалистов, безработица, адаптация на рынке труда, доступность и качество медицинского обслуживания, алкоголизм и пр. Анализ состояния дел в среде сельской молодежи демонстрирует наличие следующих проблем: неразвитость досуговой деятельности, безработица среди молодого населения, принявшая постоянный характер, низкое материальное положение, зависимость от социальных выплат»
Подробно об исследовании и выводах можно посчитать здесь http://sociacom.ru/_sys/mod/attach.php?journals/2019/04/articles/11/article_11_0.pdf
1. Проблема социализации в незнакомой среде (из-за этого - трудность в получении образования и трудоустройстве)
2. Отсутствие разнообразия досуга. Основной досуг в селах - дискотеки.
3. Безработица лиц, проживающих в селах и деревнях.
4. Проблема алкоголизма и на фоне этого суицид.
Изучением проблем молодежи на протяжении 5 лет занимается обско-угорский институт прикладных исследований и разработок. Вот некоторые из выводов ученых: «Проведенные социологические исследования отражают неопределенность в жизненном векторе молодежи. Пары до 35 лет в своих суждениях поднимают острые социальные проблемы, требующие решения: трудоустройство молодых специалистов, безработица, адаптация на рынке труда, доступность и качество медицинского обслуживания, алкоголизм и пр. Анализ состояния дел в среде сельской молодежи демонстрирует наличие следующих проблем: неразвитость досуговой деятельности, безработица среди молодого населения, принявшая постоянный характер, низкое материальное положение, зависимость от социальных выплат»
Подробно об исследовании и выводах можно посчитать здесь http://sociacom.ru/_sys/mod/attach.php?journals/2019/04/articles/11/article_11_0.pdf
Цели
- Приобщение молодежи к национальным видам состязаний для социализации, организации интересного познавательного досуга, развития новых форм спортивной жизни района.
Задачи
- организовать новые интересные формы досуга молодежи
- приобщить молодежь к здоровому образу жизни, спорту
- наладить дружеские связи между молодежью, проживающей в труднодоступных поселениях района, социализировать детей из труднодоступных деревень
Команда
Похожие проекты
Проект по наставничеству в сфере адаптивного спорта "Медиаштанга"
Наука, образование и просвещение
ХМАО-Югра
БУ ДО СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ЦЕНТР АДАПТИВНОГО СПОРТА ЮГРЫ
«Городская Спартакиада по адаптивной физической культуре среди обучающихся учреждений профессионального и высшего образования»
Пропаганда здорового образа жизни, физической культуры и спорта
Сургут
Бросок хоккеиста с ОВЗ к ментальному и физическому здоровью
Пропаганда здорового образа жизни, физической культуры и спорта
Нефтеюганск
888 508 руб.
РСОО ХМАО-ЮГРЫ ФЕДЕРАЦИЯ ХОККЕЯ
+4
"Здоровый ребёнок"
Пропаганда здорового образа жизни, физической культуры и спорта
Нягань
487 080 руб.
АЦФР ОЛИМП
Всего сотрудников
1