Результаты проекта: количественные и качественные показатели
Разработка системы оценивания - очень важный этап подготовки социального проекта. От этого напрямую зависят результаты вашей деятельности. Критерии и показатели должны быть конкретными и четкими. Существует два вида основных показателей: количественные и качественные. Описание должно быть максимально точным, содержать как количественные показатели (сколько?), так и качественные (как хорошо?) показатели, которые должны быть достигнуты в процессе реализации проекта. И те, и другие показатели можно описать цифрами.
Но второй вид (качественные показатели) более сложный, т.к. его трудно замерить. Да, изменения в социальной сфере не всегда удается измерить только с помощью одних цифр. Важно, чтобы определяемые показатели были реально достижимыми, иначе могут возникнуть трудности в выполнении программы деятельности.
При написании социального проекта важно описать ОЖИДАЕМЫЕ результаты проекта, которые должны соответствовать следующим характеристикам:
- быть адекватными;
- быть объективными;
- быть достоверными;
- быть однозначными.
На начальном этапе не нужно делать распространенные ошибки -придумывать красивые фразы, лить воду, описывая какие изменения произойдут и каких качественных результатов вы добьетесь, НО не понимая каким образом вы будете оценивать полученные качественные результаты.
Если количественные результаты мы можем просто подсчитать, то описывая качественные результаты подумайте над тем, каким образом вы их будете замерять? Наверное, некоторые ожидаемые качественные результаты вам необходимо будет измерить на старте проекта (провести опрос, исследование, тест, диагностику), чтобы при повторном итоговом проведении измерения вы увидели, как качественно что-то изменилось или не изменилось.
Количественные показатели способствуют достижению цели и задач проекта, и их можно измерить цифрами, как мы уже говорили. Численные результаты должны выражаться в конкретных, измеряемых единицах.
Что можно описать в ожидаемых результатах проекта, говорим сейчас о количественных показателях?
Мы рекомендуем использовать следующие показатели в качестве количественных: - Вовлеченность в проект, где вы указываете количество участников проекта, количество задействованных волонтеров и экспертов, учреждений и т.п. - Проведение мероприятий проекта, где необходимо расписать количество, проводимых в рамках проекта мероприятий (спортивные мероприятия, фестивали, вебинары, творческие мероприятия, образовательные и т.п.). - Публикации, где указывается количество постов в социальных сетях, статей в печатных и интернет-изданиях, количество теле- и радиоэфиров и т.п. - Информационный охват, в котором вы указываете общее число человек, которые узнали о вашем проекте в течение его реализации. - Разработка / создание «продуктов проекта» — показатель, в котором вы обозначаете итоги реализации вашего проекта (создание сайта, методических рекомендаций, образовательных программ, издание книг и др.)
Что касается качественных результатов проекта, то это – конкретные качественные изменения, которые произойдут в результате реализации проекта. Что КАЧЕСТВЕННО изменится в жизни людей? Аргументируйте, почему достигнутые результаты и сам проект устойчиво меняют положение целевой аудитории, почему социальные изменения сохранятся по завершении проекта, не вернется ли ситуация к своему изначальному состоянию, к тому, каким оно было до того, как вы начали реализацию проекта.
Помните наш пример с не читающими детьми 1 класса? Тогда тут можно сказать, что одним из количественных результатов будет - 10 детей определенного класса определенной школы овладели навыком чтения. А качественный результат – 10 детей, не умеющие читать по итогам реализации мероприятий проекта овладели навыком чтения (и вы это увидели - проверив уровень чтения детей до проекта, и по итогам проекта).
Запомните, что, если измерить результат невозможно – это не результат. Все количественные и качественные результаты должны браться из цели, задач и мероприятий проекта. Формулировка результатов должна быть четкой и не содержать отвлекающих слов и фраз.