В рамках проекта «Эхо Ленинградской блокады. Память Югры» прошел обучающий вебинар по использованию технологий искусственного интеллекта (ИИ)

28.10.2024

Вебинар по теме: «Использование технологий ИИ для реализации проекта «Эхо Ленинградской блокады. Память Югры» прошел 25 октября для студентов по направлениям: история, документационное обеспечение управления и архивоведение, документоведение и архивоведение.

Вебинар открыла Наталья Маслова, исполнительный директор АНО «ЦТЭД», кандидат технических наук, руководитель проекта, которая представила подробную презентацию по методикам использования технологий ИИ для реализации проекта «Эхо Ленинградской блокады. Память Югры». Она отметила, что задачи проекта – обучение методикам использования технологий ИИ студентов-волонтеров для генерации и формирования информации о вкладе Югры в Победу и поиска сведений о югорчанах – участниках обороны Ленинграда и блокадниках Югры в различных источниках, архивах, музеях, Интернет-ресурсах, базах данных, публикациях СМИ и т.д. Проект получил грант губернатора автономного округа.

Наталья Рудегеровна напомнила, что Курс обучения использования технологий ИИ состоит из 3-х этапов. Первый этап прошел в рамках семинара 22 октября, второй этапвебинар, который проводится сегодня, третий этап – это практическое использование полученных знаний для генерации текстов в виде выпускной работы. Для выпускной работы необходимо выбрать методики подготовки хорошего промта для генерации текстовой информации по проекту «Эхо Ленинградской блокады. Память Югры».

Далее лектор рассказала о методиках обучения для применения технологий ИИ на основе бесплатных онлайн-курсов от BotHub и Учебника Т—Ж Участникам проекта по курсу BotHub предлагается изучить 17 уроков в рамках первого и второго модуля обучения по ИИ, чтобы создавать идеальные промты. Урок занимает 10-15 минут, поэтому удобно проходить его в дороге или в перерывах между делами. Использование промптов — это искусство и наука одновременно, требующее некоторой практики, чтобы максимизировать качество и точность ответов, которые пользователь получает от ИИ.

Наталья Рудегеровна рассказала о структуре промпта и его основных элементах и привела пример инструкции, которую можно использовать для реализации проекта. Для этого необходимо использовать принципы prompt-engineering и создавать промпт, выбирая тему, роль, формат, аудиторию и возможные ограничения. Затем написать промпт и посмотреть, как отреагирует на него нейросеть. После этого можно уточнить или углубить полученные ответы, внести необходимые корректировки.

Лектор представила вторую методику от учебного курса «Как упростить жизнь с помощью нейросетей», изложенную в «Учебнике Т—Ж». Это образовательный проект ТБанка, в котором каждый урок — это статья с примерами, схемами, табличками и практиками. Курс предлагает пять ключевых элементов идеального комплексного промпта: цель, задача, контекст и детали, роль, лимиты (ограничения).

Наталья Маслова подчеркнула: «Эти два курса дают хорошие возможности улучшить знания в сфере ИИ и сформировать отличный промпт для нашего проекта. Но важно для запуска промта использовать не одну, а несколько нейросетей. Об этом рассказывал Дмитрий Балаушко на прошлом семинаре. Например, если использовать нейросеть Perplexity, то она может выдать при хорошо составленном промте по проекту «Эхо Ленинградской блокады. Память Югры» содержательный текст и еще такие вопросы для его доработки и редактирования, как: «Какие конкретные действия жителей Ханты-Мансийского национального округа помогли снять блокаду Ленинграда? Какие награды и звания получили жители округа за их вклад в Победу? Какие мемориалы и памятники в округе посвящены Великой Отечественной войне?»

В заключение, лектор рассказала, как слушателям подготовить выпускную работу на основе полученных знаний и генерации текстов о вкладе Югры в Победу в Великой Отечественной войне, а также сформировать информацию о героях обороны Ленинграда и блокадниках из Югры с помощью технологий ИИ.

Затем Наталья Маслова передала слово Анастасии Кайдаловой, директору муниципального казенного учреждения «Муниципальный архив города Сургута», которая представила свое сообщение и доклад с презентацией «Ленинградцы в Югре» Ольги Cпиридоновой, консультанта Службы по делам архивов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. К сожалению, Ольга Александровна не смогла принять участие в вебинаре в связи с болезнью.

Анастасия Александровна на основе подробной презентации рассказала: «Ханты-Мансийский национальный округ с 1934 по 1944 годы входил в состав Омской области. Это была обширная территория, без дорог и инфраструктуры, население округа на 1945 год составляло немного более 93 тысяч человек. На фронт в годы Великой Отечественной войны из нашего округа ушло 17890 человек – это почти 20% всего населения, не вернулось с войны 9587 человек».

Она отметила, что всего Омская область приняла 15938 детей из Ленинграда, организованных в 94 детских учреждения, из которых 10 детских домов были отправлены в Ханты-Мансийский национальный округ в третью волну эвакуации населения из Ленинграда – в конце лета – начале осени 1942 года. В Югру дети направлялись из Омска пароходом по реке Иртыш. Последний детский дом прибыл в округ 16 октября 1942 года.

944 ребенка были распределены в десяти разных населенных пунктах в детских домах на территории четырех районов Ханты-Мансийского национального округа: Кондинском – поселки Ягодный и Лиственичный, Сургутском – поселки Песчаный, Ямской и Сургут, Микояновском – поселки Большой Камень и Заречный, Самаровскомпоселки Кедровый, Урманный и Нялино. Из них 782 ребенка школьного и 162 ребенка дошкольного возраста.

Затем лектор представила документы и фотографии из архива и подчеркнула, что, несмотря на трудности военных лет, большинству воспитанников детских домов, расположенных на территории Ханты-Мансийского национального округа, были созданы условия для получения образования. Эвакуированные дети из Ленинграда учились вместе с поселковыми детьми.

Ленинградские детские дома находились в округе до лета 1945 года, затем началась реэвакуация детей, у которых имелись родственники в Ленинграде. Всего было реэвакуировано 448 человек. Примерно половина детей (сироты) были перевезены и размещены в детские дома юга Тюменской области в более благоприятные природные условия.

Также Анастасия Александровна отметила, что ленинградцы в годы Великой Отечественной войны появились в Югре не только в составе эвакуированных детских домов. После ряда постановлений Государственного Комитета Обороны в сентябре-ноября 1941 года в Ханты-Мансийский национальный округ были высланы немцы из Ленинграда и Ленинградской области.

В заключении Анастасия Александровна рассказала об архивных документах, связанных с защитниками и блокадниками Ленинграда, которые хранятся в Сургуте.

Наталья Маслова поблагодарила Анастасию Кайдалову и Ольгу Спиридонову за содержательную информацию и передала слово научному сотруднику отдела истории и этнографии Музея Природы и Человека Игорю Белову, который рассказал о базе данных Музея «Великий подвиг народа». База содержит сведения об участниках Великой Отечественной войны, призванных с территории Ханты-Мансийского национального округа с 1941 по 1945 год. Все биографии участников войны дополнены цифровыми копиями документов и фотографий. Ресурс регулярно пополняется.

Игорь Юрьевич отметил, что в преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне Музей Природы и Человека приглашает всех желающих принять участие в пополнении электронной базы данных «Великий подвиг народа». Благодаря совместным усилиям возможно будет и дальше сохранять память об участниках Великой Отечественной войны из Югры.

В заключении вебинара Наталья Маслова напомнила слушателям, что по результатам 3-х этапов обучения и выпускной работы – подготовки текста по теме проекта с помощью ИИ – слушателям будет выдан Сертификат о прохождении курса обучения от ЮНИИ ИТ. Кроме того, лучшие выпускные работы будут награждены Призами и Дипломами от Оргкомитета проекта за подписью Почетного председателя Оргкомитета Марины Данииловны Чернышевой-Граниной, дочери знаменитого писателясоавтора «Блокадной книги» и автора романа «Мой лейтенант» Даниила Гранина. Это произведения о блокаде и обороне Ленинграда.

Для проведения вебинара «Использование технологий ИИ для реализации проекта «Эхо Ленинградской блокады. Память Югры» было организовано 20 точек подключения, через которые к нему присоединились около 40 человек. Ссылки на запись вебинара и на презентации выступающих будут отправлены участникам обучения, в том числе и тем, которые не смогли в этот раз присоединиться к мероприятию онлайн.

Справка.

Проект «Эхо Ленинградской блокады. Память Югры»

реализуется АНО «Центр технологий электронной демократии» при поддержке Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамента информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Архивной службы Югры, Фонда сохранения и популяризации наследия Даниила Гранина, Кыргызского общества блокадников Ленинграда и др.

Содействие в организации и проведении мероприятий проекта оказывает бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Государственная библиотека Югры», муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система», г. Сургута, муниципальное казенное учреждение «Муниципальный архив города Сургута», образовательные организации и муниципальные библиотеки автономного округа.

Проект «Эхо Ленинградской блокады. Память Югры» реализуется за счёт средств гранта Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

`