"Здоровые глаза детям!" организация коррекционно - реабилитационной среды для слабовидящих, детей с ОВЗ и инвалидностью.

Реализован успешно
Сроки реализации 01.02.2021 - 15.04.2021
Источник финансирования Грант губернатора (физ.лица) (Конкурс 2020 года)
Подробнее
География проекта
Целевые аудитории
Общая сумма расходов на реализацию проекта
240 040 руб.
Размер гранта
240 040 руб.

Целевые аудитории

Целевая аудитория проекта: воспитанники ДОУ, дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (слабовидящие и слепые дети, дети с задержкой психического и речевого развития). Срок реализации проекта: 1 год. Планируется проведение коррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом (тифлопедагогом) 2 раза в неделю и педагогом -психологом 2 раза в неделю. Логопедом - 1 раз в неделю. На коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия у воспитанников: закрепляется система эталонных представлений, формируются умения пользоваться сенсорными эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования, соотнесения, локализация, цветоразличения, формируются умения воспринимать предметные и сюжетные изображения, расширяются представления о свойствах и качествах предметов реального мира, развивается детский глазомер и стереоскоптическое видение, то есть способность визуально чувствовать глубину и расстояние. На коррекционных занятиях по развитию ориентировки в пространстве воспитанники приобретут умения :ориентироваться «на себе», ориентироваться «относительно себя»; ориентироваться с помощью сохранных анализаторов, ориентироваться на ограниченной плоскости листа, использовать пространственную терминологию; ориентироваться по зрительным ориентирам. На коррекционных занятиях по развитию социально-бытовой ориентировки у воспитанников: расширяются предметные представления, представления ребенка о себе самом; представления об окружающем мире. При работе над развитием осязания и мелкой моторики у воспитанников: расширяются знания об окружающем мире с помощью осязательного восприятия, развиваются подвижность, гибкость, сила, точность, координированность движений пальцев рук. Ожидаемы результаты: Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, Формирование предпосылок учебной деятельности; Обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Описание проекта

Проект "Здоровые глаза детям!", направлен на создание специальных психолого-педагогических условий для коррекции и компенсации нарушений развития детей с ОВЗ и инвалидностью, качественного освоения ими содержания образовательной программы дошкольного образования, для последующей успешной интеграции в школу. Обогащение коррекционно - реабилитационной среды позволит специалистам повысить результаты коррекционной работы и компенсировать нарушения у детей с ОВЗ и инвалидностью. Современные технические средства подтверждают эффективность использования такого специализированного оборудования, как "Интерактивная песочница". В интерактивной песочнице воссоздаются условия того, как воспринимают мир слабовидящие. Так как, при нарушениях зрения у детей возникают трудности в восприятии рельефа, объёма и удалённости объектов. В данном оборудовании, предусмотрены различные интерактивные режимы, благодаря, которым сохраняется устойчивый интерес к развивающим занятиям, увеличивается скорость, мыслительных операций, а также формируется восприятие целостной картины мира. Например, в режиме «Природа», высокая контрастность цветов. Задания располагаются от самого простого к сложному. Дети смогут создавать ландшафт и развивать знания об окружающем мире. Цветовая гамма подобрана так, чтобы слабовидящий ребёнок смог различать формы рельефа: водоёмы и горы и. д. В режиме «Геометрические фигуры» учтено то, что дети должны научиться различать оттенки красного, синего, зелёного цветов, что очень важно для детей данной категории. Также игры с песком используются в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снижать эмоциональное напряжение, повышать познавательную активность. Развивать познавательные и психические процессы: зрительное восприятие (формы, цвета, целостного восприятия), зрительную память, внимание, воображение, пространственное мышление. Данное оборудование будет использовано для категорий детей и с иными особенностями в развитии (задержка психического развития, речевого развития, нарушения зрения). Целевая аудитория проекта: воспитанники ДОУ, дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (слабовидящие и слепые дети, дети с задержкой психического и речевого развития). Срок реализации проекта: 1 год. Планируется проведение коррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом (тифлопедагогом) 2 раза в неделю и педагогом -психологом 2 раза в неделю. Логопедом - 1 раз в неделю. На коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия у воспитанников: закрепляется система эталонных представлений, формируются умения пользоваться сенсорными эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования, соотнесения, локализация, цветоразличения, формируются умения воспринимать предметные и сюжетные изображения, расширяются представления о свойствах и качествах предметов реального мира, развивается детский глазомер и стереоскоптическое видение, то есть способность визуально чувствовать глубину и расстояние. На коррекционных занятиях по развитию ориентировки в пространстве воспитанники приобретут умения :ориентироваться «на себе», ориентироваться «относительно себя»; ориентироваться с помощью сохранных анализаторов, ориентироваться на ограниченной плоскости листа, использовать пространственную терминологию; ориентироваться по зрительным ориентирам. На коррекционных занятиях по развитию социально-бытовой ориентировки у воспитанников: расширяются предметные представления, представления ребенка о себе самом; представления об окружающем мире. работе над развитием осязания и мелкой моторики у воспитанников: расширяются знания об окружающем мире с помощью осязательного восприятия, развиваются подвижность, гибкость, сила, точность, координированность движений пальцев рук. Ожидаемы результаты: Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, Формирование предпосылок учебной деятельности; Обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Обоснование социальной значимости

Группа компенсирующей направленности для слабовидящих и слепых детей функционирует в городе Нягань, более 20 лет и является единственной. Специалисты, привлеченные для работы в данной группе обладают уникальным набором психолого-педагогических компетенций, что и позволяет воспитанникам группы, быть полноправными участниками образовательного процесса на этапе дошкольного, а в дальнейшем и школьного детства. В 2019 году, детский сад принял участие в VII Всероссийском конкурсе "Лучшая инклюзивная школа России" в номинации "Лучший инклюзивный детский сад" и занял почетное третье место. По результатам диагностического обследования было установлено: у детей с нарушением зрения, низкий уровень развития зрительного восприятия (целостного восприятия), пространственного мышления, зрительно-моторной координации. В результате проводимого лечения наблюдается значительное повышение остроты зрения у воспитанников. Количество детей с остротой зрения 1,0-0,9 достигло 50,6%.Количество детей со средней степенью амблиопии уменьшилось с 22,8 до 6,4 %. До лечения угол косоглазия 15 градусов, наблюдался у 7 человек, после лечения 0 градусов. За период наблюдения было прооперировано 3 детей, 1 ребенок по поводу врожденной катаракты. После лечения бинокулярный характер зрения достигнут у 69% детей. Проект "Здоровые глаза детям!", направлен на создание специальных психолого-педагогических условий для коррекции и компенсации нарушений развития детей с ОВЗ и инвалидностью, качественного освоения ими содержания образовательной программы дошкольного образования, для последующей успешной интеграции в школу. Обогащение коррекционно - реабилитационной среды позволит специалистам повысить результаты коррекционной работы и компенсировать нарушения у детей с ОВЗ и инвалидностью. Современные технические средства подтверждают эффективность использования такого специализированного оборудования, как "Интерактивная песочница". В интерактивной песочнице воссоздаются условия того, как воспринимают мир слабовидящие. Так как, при нарушениях зрения у детей возникают трудности в восприятии рельефа, объёма и удалённости объектов. В данном оборудовании, предусмотрены различные интерактивные режимы, благодаря, которым сохраняется устойчивый интерес к развивающим занятиям, увеличивается скорость, мыслительных операций, а также формируется восприятие целостной картины мира. Например, в режиме «Природа», высокая контрастность цветов. Задания располагаются от самого простого к сложному. Дети смогут создавать ландшафт и развивать знания об окружающем мире. Цветовая гамма подобрана так, чтобы слабовидящий ребёнок смог различать формы рельефа: водоёмы и горы и. д. В режиме «Геометрические фигуры» учтено то, что дети должны научиться различать оттенки красного, синего, зелёного цветов, что очень важно для детей данной категории. Также игры с песком используются в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снижать эмоциональное напряжение, повышать познавательную активность. Развивать познавательные и психические процессы: зрительное восприятие (формы, цвета, целостного восприятия), зрительную память, внимание, воображение, пространственное мышление. Данное оборудование будет использовано для категорий детей и с иными особенностями в развитии (задержка психического развития, речевого развития, нарушения зрения).

Цели

Модернизация тифлопедагогического пространства детского сада как условие успешного освоения образовательных программ, социализации и интеграции детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Задачи

Организовать условия для проведения реабилитационного курса занятий с детьми с ОВЗ и инвалидностью, путём приобретения интерактивной песочницы Проведение реабилитационных курсов с детьми с ОВЗ и инвалидностью по плану специалистов Исследование динамики развития детей с ОВЗ и инвалидностью (в начале проекта и в конце) Проведение городского семинара для педагогов и родителей "Здоровые глаза детям!" Информационное сопровождение проекта

Результат реализации проекта

В течение года дети посещали коррекционные занятия с использованием интерактивной песочницы с педагогам-психологом, учителем – дефектологом(тифлопедагогом), учителем-логопедом. В результате такой деятельности по окончанию курса занятий, были констатированы следующие результаты: высокий уровень зрительного восприятия имеют 87 % детей (значительно повысился), уровень развития восприятия сложных форм -75 %, уровень развития мелкой моторики - 100%, уровень развития эмоционально – волевой сферы - 100%, уровень речевого развития - 53%. По данным, полученным в результате диагностики детей, можно сделать вывод: уровень развития мелкой моторики рук, зрительного восприятия и эмоционально –волевой сферы имеет положительную динамику. Произошли и улучшения в развитие речи, обогатился пассивный и активный словарный запас. У детей с нарушением зрения имеются сложности с восприятием сложных форм, но благодаря использованию на коррекционных занятиях интерактивной песочницы, получилось добиться колоссальных результатов в развитии детей с нарушением зрения. Использование интерактивной песочницы в коррекционном процессе, значительно повышает шансы компенсации вторичных отклонений у детей с ОВЗ и инвалидностью. Планируем продолжить применение интерактивной песочницы в коррекционных занятий специалистов с детьми

Команда


`