"Здоровые глаза детям!" организация коррекционно - реабилитационной среды для слабовидящих, детей с ОВЗ и инвалидностью.
Целевые аудитории
Описание проекта
Проект "Здоровые глаза детям!", направлен на создание специальных психолого-педагогических условий для коррекции и компенсации нарушений развития детей с ОВЗ и инвалидностью, качественного освоения ими содержания образовательной программы дошкольного образования, для последующей успешной интеграции в школу. Обогащение коррекционно - реабилитационной среды позволит специалистам повысить результаты коррекционной работы и компенсировать нарушения у детей с ОВЗ и инвалидностью. Современные технические средства подтверждают эффективность использования такого специализированного оборудования, как "Интерактивная песочница". В интерактивной песочнице воссоздаются условия того, как воспринимают мир слабовидящие. Так как, при нарушениях зрения у детей возникают трудности в восприятии рельефа, объёма и удалённости объектов. В данном оборудовании, предусмотрены различные интерактивные режимы, благодаря, которым сохраняется устойчивый интерес к развивающим занятиям, увеличивается скорость, мыслительных операций, а также формируется восприятие целостной картины мира. Например, в режиме «Природа», высокая контрастность цветов. Задания располагаются от самого простого к сложному. Дети смогут создавать ландшафт и развивать знания об окружающем мире. Цветовая гамма подобрана так, чтобы слабовидящий ребёнок смог различать формы рельефа: водоёмы и горы и. д. В режиме «Геометрические фигуры» учтено то, что дети должны научиться различать оттенки красного, синего, зелёного цветов, что очень важно для детей данной категории. Также игры с песком используются в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снижать эмоциональное напряжение, повышать познавательную активность. Развивать познавательные и психические процессы: зрительное восприятие (формы, цвета, целостного восприятия), зрительную память, внимание, воображение, пространственное мышление. Данное оборудование будет использовано для категорий детей и с иными особенностями в развитии (задержка психического развития, речевого развития, нарушения зрения). Целевая аудитория проекта: воспитанники ДОУ, дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (слабовидящие и слепые дети, дети с задержкой психического и речевого развития). Срок реализации проекта: 1 год. Планируется проведение коррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом (тифлопедагогом) 2 раза в неделю и педагогом -психологом 2 раза в неделю. Логопедом - 1 раз в неделю. На коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия у воспитанников: закрепляется система эталонных представлений, формируются умения пользоваться сенсорными эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования, соотнесения, локализация, цветоразличения, формируются умения воспринимать предметные и сюжетные изображения, расширяются представления о свойствах и качествах предметов реального мира, развивается детский глазомер и стереоскоптическое видение, то есть способность визуально чувствовать глубину и расстояние. На коррекционных занятиях по развитию ориентировки в пространстве воспитанники приобретут умения :ориентироваться «на себе», ориентироваться «относительно себя»; ориентироваться с помощью сохранных анализаторов, ориентироваться на ограниченной плоскости листа, использовать пространственную терминологию; ориентироваться по зрительным ориентирам. На коррекционных занятиях по развитию социально-бытовой ориентировки у воспитанников: расширяются предметные представления, представления ребенка о себе самом; представления об окружающем мире. работе над развитием осязания и мелкой моторики у воспитанников: расширяются знания об окружающем мире с помощью осязательного восприятия, развиваются подвижность, гибкость, сила, точность, координированность движений пальцев рук. Ожидаемы результаты: Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, Формирование предпосылок учебной деятельности; Обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Обоснование социальной значимости
Группа компенсирующей направленности для слабовидящих и слепых детей функционирует в городе Нягань, более 20 лет и является единственной. Специалисты, привлеченные для работы в данной группе обладают уникальным набором психолого-педагогических компетенций, что и позволяет воспитанникам группы, быть полноправными участниками образовательного процесса на этапе дошкольного, а в дальнейшем и школьного детства. В 2019 году, детский сад принял участие в VII Всероссийском конкурсе "Лучшая инклюзивная школа России" в номинации "Лучший инклюзивный детский сад" и занял почетное третье место. По результатам диагностического обследования было установлено: у детей с нарушением зрения, низкий уровень развития зрительного восприятия (целостного восприятия), пространственного мышления, зрительно-моторной координации. В результате проводимого лечения наблюдается значительное повышение остроты зрения у воспитанников. Количество детей с остротой зрения 1,0-0,9 достигло 50,6%.Количество детей со средней степенью амблиопии уменьшилось с 22,8 до 6,4 %. До лечения угол косоглазия 15 градусов, наблюдался у 7 человек, после лечения 0 градусов. За период наблюдения было прооперировано 3 детей, 1 ребенок по поводу врожденной катаракты. После лечения бинокулярный характер зрения достигнут у 69% детей. Проект "Здоровые глаза детям!", направлен на создание специальных психолого-педагогических условий для коррекции и компенсации нарушений развития детей с ОВЗ и инвалидностью, качественного освоения ими содержания образовательной программы дошкольного образования, для последующей успешной интеграции в школу. Обогащение коррекционно - реабилитационной среды позволит специалистам повысить результаты коррекционной работы и компенсировать нарушения у детей с ОВЗ и инвалидностью. Современные технические средства подтверждают эффективность использования такого специализированного оборудования, как "Интерактивная песочница". В интерактивной песочнице воссоздаются условия того, как воспринимают мир слабовидящие. Так как, при нарушениях зрения у детей возникают трудности в восприятии рельефа, объёма и удалённости объектов. В данном оборудовании, предусмотрены различные интерактивные режимы, благодаря, которым сохраняется устойчивый интерес к развивающим занятиям, увеличивается скорость, мыслительных операций, а также формируется восприятие целостной картины мира. Например, в режиме «Природа», высокая контрастность цветов. Задания располагаются от самого простого к сложному. Дети смогут создавать ландшафт и развивать знания об окружающем мире. Цветовая гамма подобрана так, чтобы слабовидящий ребёнок смог различать формы рельефа: водоёмы и горы и. д. В режиме «Геометрические фигуры» учтено то, что дети должны научиться различать оттенки красного, синего, зелёного цветов, что очень важно для детей данной категории. Также игры с песком используются в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снижать эмоциональное напряжение, повышать познавательную активность. Развивать познавательные и психические процессы: зрительное восприятие (формы, цвета, целостного восприятия), зрительную память, внимание, воображение, пространственное мышление. Данное оборудование будет использовано для категорий детей и с иными особенностями в развитии (задержка психического развития, речевого развития, нарушения зрения).
Цели
Модернизация тифлопедагогического пространства детского сада как условие успешного освоения образовательных программ, социализации и интеграции детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Задачи
Организовать условия для проведения реабилитационного курса занятий с детьми с ОВЗ и инвалидностью, путём приобретения интерактивной песочницы Проведение реабилитационных курсов с детьми с ОВЗ и инвалидностью по плану специалистов Исследование динамики развития детей с ОВЗ и инвалидностью (в начале проекта и в конце) Проведение городского семинара для педагогов и родителей "Здоровые глаза детям!" Информационное сопровождение проекта